Приварка фланцев к стальным трубопроводам диаметром 200 мм
Фланец — это стальные кольца, или диски, устанавливаемые на трубах для создания разъемной конструкции. Нужны для счетчиков, при создании отводов, конструкций Баттерфляй, конденсатоотводчиков, фильтров и т.д. Монтируются на трубы при помощи сварки. Благодаря такому способу гарантируется высокая герметичность, хоть соединение и является разъемным. Используют коммунальщики или на промышленных предприятиях.
Виды фланцев
Характеристики регламентируются ГОСТ или техническими требования заказчика. Они отличаются по геометрии, размеру, материалу.
Классификация по функциональности:
Типы по конструкции:
- Воротниковый. Коническая горловина хорошо распределяет давление, поэтому такой тип подходит для трубопровода с повышенным давлением. Устанавливается путем приварки V-швом или сплошным.
- Раструбный. Используют для магистралей с маленьким сечением, выдерживает большое давление. Оставляют зазор 1,6 мм и приваривают с лицевой стороны. Пространство оставляют на случай, если труба будет расширяться при сильном нагреве.
- Сквозной. Фиксируется за 3 мм до края трубы сваркой к двум сторонам стенки угловым швом.
- Глухой. Это фланец-заглушка, помогающий создать разборную конструкцию.
- Плоский. Конструкция изделия — это пластина и кольцо, которое крепится к системе водопровода. Пластина остается в свободном вращении. Выдерживает давление до 2,5 МПа.
- Накидной. Неуниверсальный тип: использовать такой фланец можно только на трубопроводах с идеально ровными кромками. Варятся с двух сторон методом угловых швов.
- Резьбовой. Подходит для систем водопровода малого диаметра с возможностью сделать резьбу, поэтому не приваривается.
Согласно ГОСТ, фланцы производят из нержавейки, углеродистой или легированной стали, а также чугуна.
Как приварить фланцы к трубопроводу по ГОСТ
Фланцы — это приварное кольцо и пластина, где есть отверстия. Герметичность гарантирует резиновая прокладка, которая подбирается с учетом использования трубопровода — устойчивая к температуре или кислотам. Кольцо и пластину между собой крепят болтами.
До начала сварки подготавливается кромка. Участки, где будут швы, хорошо зачищают, чтобы они имели характерный для металла блеск. Основание болтов должно располагаться исключительно на одной стороне, а концы выступать не меньше, чем на три витка. Зеркало пластины должно находиться выше шва и кромки, а края оставаться в пределах плоскости.
Важно! При давлении до 10 МПа не делается скос, если доходит до 25 МПа — обязательно со скосами.
Приваривают такие изделия на специальной технике — вращателе. Он делает узел мобильным и улучшает доступность к рабочей зоне. Электрод не двигается, а узел медленно поворачивается вокруг оси. На этом приборе полируют, грунтуют и красят изделие. В этих целях подходит не всякое оборудование, чаще всего используют аппарат Лисицына и Бондаренко.
Шов — самая важная часть. Размер зависит от трубопровода. Внутри шов по ширине равен толщине стенки. Высота варьируется от 0,5 до 1 см. Внешний шов всегда больше и неровный.
Методы крепления
Обычно зазор оставляют, однако если он не требуется, можно приваривать техникой лодочка. Когда люфт нужен — варят угловыми швами.
Таким образом, выделяют 2 метода приварки:
- шов с одной стороны по трубе — встык. Подходит для воротникового типа изделия;
- по двум сторонам стенки трубы. Сразу фланец фиксируют с лицевой стороны, а после этого с внутренней. Варить с внутренней стороны необходимо для уплотнения шва. Этим методом фиксируют плоские фланцы.
Провести такие работы достаточно сложно. При сварке используют несколько типов швов — вертикальные, потолочные, горизонтальные. Проводить такие работы должен высококвалифицированный сварщик.
Как проверить качество сварных швов
Некачественные соединения приводят к авариям. После сварочных работ проверяют шов на пригодность.
Для этого используют ультразвуковой метод. Он позволяет обнаружить трещины, включения, надрезы, наплывы, пористость, кратеры и прожоги, отклонения высоты и ширины.
Применяют и радиографический способ, который относят к неразрушающим типам. Он нужен, чтобы проверить допускные стыки. Реже еще используют металлографический метод проверки.
Как приварить фланец к трубе ровно
Фланцами называют стальные диски (кольца) различной конфигурации, они предназначены для быстросъемных соединений на трубопроводах. Их крепят приваркой к трубным отрезкам. Они необходимы для установки запорной арматуры, приборов учета, при монтаже новых отводов. Их надевают на край трубы. Самый эффективный способ крепления фланца к трубе – приварка. Кольца должны закрепляться без перекосов, строго по сечению трубы.
Приварка фланцев производится несколькими способами, в каждой технологии есть свои нюансы, которые нужно учитывать для получения качественного герметичного шва, не препятствующего потоку транспортируемой жидкости.
Типы фланцев
Прежде, чем говорить о сварке фланцев, важно изучить их конструкционные особенности. Размеры, форма регламентируются ГОСТом или техническими условиями. Они различаются по геометрии, размерам, делают их из высокоуглеродистых или легированных нержавеющих сталей или сортов чугуна, поддающегося ковке.
По функциональности выделяют две группы фланцев:
- арматурные;
- предназначенные для сосудов и аппаратов.
Конструкционно фланцы делятся на несколько видов:
- Воротниковый — применяется на системах высокого давления. Горловина по конусу сужается, она выполнена в форме конического центратора, распределяющего давление потока. По американской классификации он называется «Lap Joint» (привариваемый внахлест). Крепится сплошным валиком или швом в форме буквы «V».
- Раструбный — применяется на технологических магистралях небольшого сечения, рассчитан на высокое давление транспортируемой среды, маркируется «Socket-welding» (с впадиной для шва). Его приварка производится только с внешней стороны, необходимо оставлять люфт до 1,6 мм на случай расширения трубы при нагреве горячим носителем. Угловой шов делается встык.
- Накидной или сквозной — крепится на расстоянии 3 мм от края трубы, международное обозначение «Slip-on» (со сквозным отверстием). Фиксируется с обеих сторон угловым швом – приварка к наружной и внутренней стенке.
- Глухой — выполняет функцию заглушки, образует разборное соединение с трубой, может иметь надпись «Blind flanges». Приваркой не крепится, держится на болтовом соединении.
- Плоский — состоит из кольца и пластины, рассчитан на невысокое давление до 2,5 МПа, приваркой к внешнему краю трубы крепится только кольцо, пластина остается подвижной.
- Резьбовой — используются на врезаемой арматуре, где есть нарезка или накатка резьбы, маркируется «Threaded flanges». Насаживается на конец трубы механически, редко дополнительно фиксируются приваркой.
Способы приварки фланцев
От правильности соединения элементов трубопровода зависит герметичность системы. Приварку диска осуществляют по двум методикам:
- Приварка встык подразумевает образование шва по всей окружности проката в одном месте.
- Приварка надетого диска по двум стенкам: наружной и внутренней.
Работа с фланцами требует опыта, такую сварку новичкам не доверяют. Любой перекос плоскостей под приварку приводит к разгерметизации стыкового узла, увеличивает риск прорыва магистрального трубопровода высокого давления.
Приварка фланца к трубе
До сварочных работ проводится подготовка кромок. Места швов зачищают до блеска. При самостоятельной сборке узлов учета или врезке запорной арматуры важно учитывать толщину уплотняющей прокладки, диск устанавливают с учетом толщины резины. Головки болтов на фланцах располагаются только с одной стороны. Концы выступают минимум на 3 витка резьбы. Зеркало диска всегда располагается выше шва и кромки, край проката не должен выходить за плоскость диска. Приваривать фланец к трубе ровно помогают прихватки соединения, когда диск обездвижен, можно приступать к швам.
При давлении до 10 МПа производится приварка без скоса, при высоком, до 25 МПа – со скосами.
Для приварки фланцев к стальным трубопроводам применяют вращатели. Они придают узлу мобильность, улучшают доступ к рабочей зоне, облегчают процесс сварки. В процессе сварки электрод остается неподвижным, узел постепенно проворачивается вокруг оси. На вращателе производят финишную зачистку швов, грунтовку и покраску фланцевого узла.
Важные моменты сборки фланцевого соединения:
- необходимо крепить диск перпендикулярно к трубопроводу, для проверки используется контрольный треугольник и щуп, допустимое отклонение 2% от наружного диаметра;
- оси болтовых отверстий на двух дисках должны совпадать, соосность проверяется уровнем и отвесом. Допустимые отклонения: а) 1 мм для отверстий диаметром от 18 до 25 мм; б) 2 мм для диаметров до 41 мм.
Техника «лодочка» применяется для соединений без люфта, кромки провариваются на большую глубину. Если зазор в пределах 1,5 мм, приварка производится поперечными колебательными движениями, электрод держат под углом 30° к поверхности трубы. Люфт 4–5 мм оформляется угловым швом большими стежками (катетами). При большом зазоре допускается две проходки.
Ширину и высоту валика определяют по размеру проката. На внешней стороне трубы делают толстый наплавочный валик, на внутренней – минимальный, чтобы он не изменял сечение потока.
Приварка стального плоского диска производится сначала с внешней, затем с внутренней стороны проката. Зачистка соединений производится слева направо.
Контроль качества сварных швов
Для проверки герметичности крепления фланца используют ультразвуковой метод. Шов проверяют:
- на трещины;
- присутствие шлаковых включений, наплывов, надрезов;
- недопустимы прожоги, кратеры, пористость.
Дефектоскопия проводится также металлографией. На ответственных соединениях качество сварки фланцев к трубе проверяют радиографическим методом неразрушающего контроля.
Зная тонкости закрепления фланцев, в случае необходимости можно самостоятельно провести приварку диска к участку водопроводной системы.
Сборка и установка фланцевых соединений на стальных трубопроводах
Большинство трубопроводов различного назначения монтируют сваркой, обеспечивающей надежность и долгий срок службы стыков. Но когда по условиям прокладки этот способ неприемлем или в процессе эксплуатации требуется периодическая разборка, используется соединение фланцевое. По надежности и долговечности оно не уступает сварному варианту, а монтируется проще.
Назначение и область применения
Устанавливать фланцевые соединения можно на трубопроводы диаметром больше 32 мм. Таким способом монтируются разветвленные системы на промышленных и химических предприятиях, в газовой и нефтедобывающей отрасли, распределительные сети ЖКХ. Для прокладки внутридомовых трубопроводов соединение этого вида применяют редко.
Фланцевые стыки нужны для того, чтобы:
- соединять трубы между собой или с оборудованием из разнородных материалов;
- устанавливать запорную и регулирующую арматуру;
- проводить очистку трубопроводов;
- врезать измерительные приборы;
- отсекать участок трубы для ремонта.
Из чего состоит фланцевое соединение
Комплект для одного стыка состоит из двух одинаковых фланцев с центральными отверстиями, соответствующих диаметрам труб, прокладки, набора болтов или шпилек с гайками и шайбами. При необходимости защиты трубопровода от блуждающих токов, на болты надевают изоляционные втулки, а прокладку устанавливают из диэлектрического материала. Если давление в трубопроводе не превышает 2,5 МПа, фланцы стягивают болтами. Шпильки равномерней распределяют усилие затяжки и удобней для работы в неудобных местах. Фланцевые соединения на шпильках применяют при давлении до 4 МПа.
Что такое фланец и какие бывают виды
В большинстве случаев фланцы ― это кольцеобразные пластины из стали, но иногда их делают в виде квадрата или прямоугольника. В центральное большое отверстие вставляют торец трубы, а в равномерно распределенные по внешнему периметру ― болты или шпильки. В перечень разновидностей фланцев включены проходные и заглушки. Первые предназначены для стыковки элементов трубопровода, вторыми закрывают тупики или отсекают ремонтируемые либо заменяемые участки.
Чтобы продукция, сделанная в разных странах, была взаимозаменяемой, разработана унифицированная классификация фланцев. В России это ГОСТ, европейские страны пользуются немецким стандартом DIN, а Америка, Япония и Австралия ANSI/ASME. Однако нередко одинаковые фланцы обозначаются разными символами. Поэтому стандарты переводят с помощью специальных таблиц.
Нормативы по исполнению указаны в ГОСТ 12815-80 цифрами от 1 до 9:
- С соединительным выступом в виде фаски под наклоном 45⁰.
- То же, что 1, но выступ под прямым углом.
- С пазом на внутренней стороне и выступом под углом 45⁰ снаружи.
- С шипом.
- С внутренним кольцевым пазом.
- С фаской под линзовую прокладку (вибровставка) на внутренней стороне.
- Выборка для овальной прокладки.
- С шипом для фторопластовой прокладки.
- То же что 8, но вместо шипа паз.
При монтаже трубопроводов применяют несколько типов фланцев:
- Воротниковые рассчитаны на давление 0,1 — 20 МПа при температуре -200 — +600⁰ Выступ в центральной части (воротник) приваривают к трубе встык одним швом.
- Плоские держат давление до 2,5 МПа при температуре -70 — +300⁰ Надеваются на торцы, крепятся двумя сварными швами.
- Аппаратные для присоединения оборудования или приборов;
- Резьбовые варианты наворачивают на торцы.
- Свободновращающиеся состоят из пластины и кольца, которое приваривают к торцу, а фланец свободно крутится на нем. Такое фланцевое соединение устанавливают в труднодоступных местах или там, где необходимо частое проведение профилактических мероприятий на трубопроводе. Рассчитано на давление до 2,5 МПа.
- Кольцевые варианты для заглушек делают без центрального отверстия.
При установке фланцевых соединений на стальных трубопроводах их материал должен быть идентичным или близким по составу металлу труб. Это нужно для предотвращения повреждений при изменениях температуры. Фланцы бывают из серого и ковкого чугуна, легированной, углеродистой и нержавеющей стали. Для трубопроводов из иных материалов выпускаются бронзовые, алюминиевые, латунные разновидности. Безнапорные системы из полиэтиленовых труб часто собирают на полипропиленовых фланцах.
Конструктивные особенности фланцев
Выбирая фланцы для трубопровода необходимо учитывать некоторые особенности:
- Условный проход (ДУ) измеряемый в миллиметрах, показывает несовпадение внутреннего диаметра фланца и трубы. Это важно для плоских и вращающихся деталей. Поэтому в их обозначение добавляются индексы А и Б. Буква А указывает диаметр фланца, а Б ― трубы. Для воротникового типа этот параметр не критичен.
- Рядность показывает расстояние в миллиметрах между осями отверстий под болты. Одинаковые по ДУ фланцы, сделанные по типоразмеру ряд 1 или ряд 2, будут отличаться между собой диаметром и количеством отверстий. Если у заказчика нет особых пожеланий, выполняется стандартный ряд 2.
- Условное давление ― это его допустимая величина, при которой соединение работает без протечек и разрушений. Значение параметра зависит от типа фланцевого соединения труб, материала, диаметра, ширины с учетом исполнения состыкованных поверхностей. Необходимо учитывать, что значение давления может быть указано в атм., Па, бар, кгс/см².
- По параметрам рабочей температуры определяется значение допустимого давления, так как оно уменьшается при нагреве. Эту зависимость нужно учитывать для трубопроводов с горячими средами. Степень влияния температуры на давление определяют по таблицам.
Нормативами предписывается обязательная установка на фланцы трубопровода, по которому перекачивают агрессивную жидкость, защитного кожуха. Он предотвратит расплескивание в случае утечки. Кожухи делают из текстиля, листовой стали, полимерных материалов диаметром от 15 до 120 см. Популярные фторопластовые модели выдерживают температуру -200 — +230⁰C.
Прокладки для фланцевых соединений
Герметичность соединения обеспечивается прокладкой, которую вставляют между фланцами. В зависимости от характеристик среды, температуры и давления ее делают из соответствующих материалов:
- резины, стойкой к продуктам нефтепереработки:
- паронита общего назначения;
- теплостойкой резины;
- асбестового картона;
- паронита, стойкого к маслу и бензину;
- кислото и щелочеустойчивой резины;
- графита;
- фторопласта;
- металла (алюминия, меди);
- металлографита.
Подготовка фланцев для установки
Прежде чем начинать сборку фланцевого соединения необходимо проверить их на отсутствие ржавчины и механических повреждений. Поверхности очищают и обезжиривают. С резьбовой части болтов и гаек убрать заусенцы. Сделать предварительную прогонку резьбы, наворачивая гайки на болты с последующей смазкой. Вырезать и примерить прокладку. Она должна стоять по центру не перекрывая крепежные отверстия. Повторное использование старых прокладок нежелательно, но если иного выхода нет, устанавливают несколько штук бывших в употреблении.
Сборка фланцевого соединения
Чтобы стыки на трубопроводе были надежными, все виды фланцевых соединений собирают в строго определенном порядке. Сначала с небольшим усилием затягивают произвольно выбранный болт, затем диаметрально противоположный. Следующая пара должна отстоять от первой на четверть окружности. Остальные болты затягивают в таком же порядке. Если на фланцах только 4 отверстия затяжка выполняется крестообразно.
Чтобы усилие распределялось равномерно, завершающую часть монтажа проводят инструментами, позволяющими его контролировать:
- гидравлическим натяжным устройством;
- пневматическим гайковертом;
- ручным динамометрическим ключом;
- гидравлическим динамометрическим ключом.
Ручную затяжку доверяют только опытным работникам. В течение первых суток работы из-за вибраций, усадки материала прокладки, изменения температуры прочность соединения снижается до 10%. Поэтому в этот период требуется проведение подтяжки гаек.
Монтаж всех видов фланцевого соединения несложен, однако его проведение разрешается только специально обученным слесарям. При прокладке или ремонте трубопроводов с агрессивными средами или работающих под высоким давлением, ход работы должен контролировать инженер. Сборка безнапорных систем (канализация, полив) может проводиться неквалифицированными работниками.
Приварка фланцев к трубе
Фланец представляет собой специальную деталь, выполненную в форме округлого диска (кольца) с крепежными отверстиями. Он используется для создания герметичных разъемных соединений в промышленных и гражданских сетях. С его помощью к магистрали подключают приборы учета, теплообменные аппараты, фильтры, вентили, другую арматуру.
Наиболее эффективным способом крепления устройства к наземному или подземному инженерному сооружению считается приварка. Ее выполняют двумя вариантами:
- стыковая сварка. После состыковки диск сваривают с трубой по всему периметру, т.е. шов создают по всей плоскости касания элементов.
- приваривание кольца, надетого на трубный стержень. Методика подразумевает сварку по внутренней и наружной поверхности кольца.
Сварочные работы по установке стального фитинга в инженерную линию должны проводить профессионалы.
Для грамотного монтажа арматуры надо разбираться в ее разновидностях. По конструктивным особенностям выделяют следующие конфигурации элементов:
- резьбовой ‒ фланец с нарезкой/накаткой резьбы механически насаживают на конец трубной секции, имеющей небольшой диаметр. ‒ устройство с конусообразным усеченным выступом адаптировано к сетям, которые транспортируют материалы в условиях повышенного давления, высоких температур. Для крепления со стороны воротника используют сплошной или V-образный шов. ‒ его приваривают насквозь к торцевой части металлической конструкции. Арматура совместима с объектами, которые функционируют при небольшом давлении до 2,5 МПа.
- накидной ‒ элемент приваривают угловыми швами с обеих сторон. Сварщик должен отступить от края трубного отрезка на 2-3 мм.
- глухой ‒ этот тип детали используют, как заглушку, чтобы создать прочное разборное соединение в сочетании с другими фланцами. Ее прикрепляют на болтовой крепеж.
- раструбный ‒ устанавливают в линии с небольшим сечением, которые транспортируют потоки под высоким давлением. Деталь приваривают только с наружной стороны, оставляя небольшой люфт (1-1,6 мм). Это необходимо, чтобы минимизировать последствия теплового расширения.
Приварка фланцев к трубопроводу по ГОСТ
Монтаж фитингов приварным способом требует опыта, поэтому непрофессионалам его не доверяют. Неправильная техника спровоцирует разгерметизацию стыковых участков, что резко повысит вероятность прорыва магистрали.
При установке стального диска в трубопровод, ГОСТ допускает разные типы сварных швов: вертикальный, горизонтальный, потолочный.
Обычно при работах сохраняют зазор в стыке. Ширина люфта варьируется в пределах нескольких миллиметров. Если он не нужен, применяют технику сварки «в лодочку». При ее выполнении кромки проваривают на большую глубину. Риск затекания расплавленного металла незначителен.
Металлоизделие фиксируют угловым швом, когда нужно оформить люфт больше 4-5 мм.
Параметры сварочного рубца зависят от размера трубы в поперечнике. Типовая ширина внутреннего шва идентична толщине стенки магистрали. Его высота, как правило, составляет полсантиметра (максимальное значение ‒ один сантиметр). Наружный шов несимметричен, потому что его создание требует большего наплавления металла.
Стандартное приваривание реализуют сначала с внешней, потом с внутренней стороны. Эта техника подходит для плоских фланцевых конструкций. Если металлоизделие (например, воротникового типа) устанавливают сваркой встык, делают прикрепление с одной стороны.
Собирая фланцевое соединение следят, чтобы диск крепился строго перпендикулярно трубопроводу. Допускается сдвиг примерно на 2% от внешнего диаметра. Также проверяют, чтобы совпадали оси крепежных отверстий на двух кольцах. Соосность контролируют с помощью отвеса и уровня, допуская отклонение не больше 1-2 мм.
Наиболее универсальным является контактный способ приваривания фланца. Его легко освоить: сама технология не нова, а техническое оборудование для ее реализации массово выпускают российские предприятия. Преимущество контактного метода ‒ позволяет прикреплять элементы к трубным конструкциям, которые имеют разную толщину стенок и различные диаметры. Его популярность также обусловлена высокой производительностью, почти полной автоматизацией процесса, отсутствием добавочных расходников (газов, электродов и др.).
Газовое приваривание позволяет создать прочные и плотные узлы в коммуникациях, но отличается неэкономичностью. Трудоемкие работы, которые могут проводить только газорезчики с высокой квалификацией, включают большое расходование ацетилена и кислорода.
Уступает по эффективности контактной методике и автоматическое прикрепление фитингов электродами: мастер может прожечь шовный ряд, если толщина стенок трубы составляет меньше 5 мм.
В России широко применяется ручная дуговая приварка. Но она также характеризуется трудоемкостью и не гарантирует нужную прочность сварочного рубца.
Качество сварных швов
Чтобы проверить крепление фланца применяют ультразвук.
Полученный рубец не должен содержать:
- продольные, поперечные трещины;
- скопление пор, кратеры шире 0,5 мм;
- наплавы (избытки наплавленного металла),
- линейные или разобщенные шлаковые включения.
Для проверки надежности соединения на особо важных участках сооружения (например, в месте изгиба или поворота) используют неразрушающие техники контроля (радиографический метод).
Как приварить фланец к трубе
Как приварить фланец к трубе? Этим вопросом задаётся большинство людей, которые сталкиваются с монтажом фланцевых соединений. Правила установки включают в себя ряд особенностей, которые необходимо предусмотреть заранее. В статье мастер сантехник расскажет, как приварить фланец к трубе.
- ;
- Предназначенные для сосудов и аппаратов.
- — применяется на системах высокого давления. Горловина по конусу сужается, она выполнена в форме конического центратора, распределяющего давление потока. По американской классификации он называется «Lap Joint» (привариваемый внахлест). Крепится сплошным валиком или швом в форме буквы «V».
- Раструбный — применяется на технологических магистралях небольшого сечения, рассчитан на высокое давление транспортируемой среды, маркируется «Socket-welding» (с впадиной для шва). Его приварка производится только с внешней стороны, необходимо оставлять люфт до 1,6 мм на случай расширения трубы при нагреве горячим носителем. Угловой шов делается встык. — крепится на расстоянии 3 мм от края трубы, международное обозначение «Slip-on» (со сквозным отверстием). Фиксируется с обеих сторон угловым швом – приварка к наружной и внутренней стенке.
- Глухой — выполняет функцию заглушки, образует разборное соединение с трубой, может иметь надпись «Blind flanges». Приваркой не крепится, держится на болтовом соединении.
- Плоский — состоит из кольца и пластины, рассчитан на невысокое давление до 2,5 МПа, приваркой к внешнему краю трубы крепится только кольцо, пластина остается подвижной.
- Резьбовой — используются на врезаемой арматуре, где есть нарезка или накатка резьбы, маркируется «Threaded flanges». Насаживается на конец трубы механически, редко дополнительно фиксируются сваркой.
Фланцевые соединения применяются при установке таких устройств:
- ; ; ; ;
- Вибровставки для насосов;
- Конденсатоотводчики; ; ; и др.
Способы приварки фланцев
- Приварка встык подразумевает образование шва по всей окружности проката в одном месте.
- Приварка надетого диска по двум стенкам: наружной и внутренней.
Как высчитать размер шва
Во-первых, запомните, что размер шва зависит от самой трубы. Приварка фланцев к стальным трубопроводам в таком случае будет регулироваться шириной внутреннего шва.
Во-вторых, как правило, он приравнивается к толщине стенки, высотой, колеблющейся в диапазоне от 0,5 до 1 см. Шов внешнего сечения, по правилам сварки должен превосходить шов внутреннего в толщине.
Какой инструмент и расходные материалы понадобятся для приварки фланцев
Список самого часто используемого инструмента:
Приварка фланца к трубе
Рассмотрим правила монтажа фланцевых соединений:
- При монтаже фланцевых соединений устраняют все перекосы, удаляют лишние зазоры.
- Прихватывают фланцы точечной сваркой.
- Отверстия для шпилек или болтов размещают напротив друг друга, важно учитывать толщину уплотняющей прокладки, диск устанавливают с учетом толщины резины.
- Если трубопровод используется при высокой температуре, то резьбу на шпильках или болтах необходимо прографитить, чтобы не допустить их «схватывания» с гайками при эксплуатировании.
- Подбираем необходимые прокладки правильной формы и размеров по ГОСТу.
- При установке фланцев гайки должны быть с одной стороны, а болты с другой.
- Гайки затягиваются поочередно по диагонали (крест-накрест), чтобы обеспечить параллельность поверхностей уплотнения.
- В трубопроводах с агрессивными субстратами на фланцевые узлы устанавливают защитные кожухи.
Также не стоит забывать, что сложность работы зависит от изначально намеченного чертежа, а также чтобы крепление соответствовало правилам монтажа фланцевых соединений.
Имейте в виду, что зачастую после работы над фланцевым соединением оставляют небольшой зазор. В случае, когда в люфте нет необходимости, применяется метод сварки, именуемой «сварка в лодочку». Также используют метод сварки под названием «угловая сварка». Этот метод находит применение при сварке в местах люфта в 4-5 мм.
Приварка фланца к трубе происходит с каждой из сторон. Вначале снаружи, после, для более плотного шва — изнутри. Такой метод сварки чаще всего используют для плоских фланцевых деталей.
Также используется метод по сварке одной стороны — внешней. Но он применим в основном для воротникового фланца, когда необходимо приварить фланец встык.
Контроль качества сварных швов
- Трещины;
- Присутствие шлаковых включений, наплывов, надрезов;
- Недопустимы прожоги, кратеры, пористость.
В сюжете — Мой метод сварки фланца вертикальным швом
В сюжете — Как заварить накидной фланец, что бы не испортить зеркало
В сюжете — Как заварить фланец, в нижнем и в вертикальном положения
В продолжение темы посмотрите также наш обзор Сварка труб «на просвет»
Читайте также:
- Провод со стальным сердечником
- Посудомоечная машина bosch нержавеющая сталь
- Стальной болт тонет в воде но плавает в ртути потому что у стали плотность
- Опоры стальные садово парковые
- Покраска дисков в стальной цвет
Как приварить фланец к трубе ровно
Технологии
Автор Сварщик На чтение 5 мин Просмотров 1.2к. Опубликовано 19.04.2019
Фланцами называют стальные диски (кольца) различной конфигурации, они предназначены для быстросъемных соединений на трубопроводах. Их крепят приваркой к трубным отрезкам. Они необходимы для установки запорной арматуры, приборов учета, при монтаже новых отводов. Их надевают на край трубы. Самый эффективный способ крепления фланца к трубе – приварка. Кольца должны закрепляться без перекосов, строго по сечению трубы.
Приварка фланцев производится несколькими способами, в каждой технологии есть свои нюансы, которые нужно учитывать для получения качественного герметичного шва, не препятствующего потоку транспортируемой жидкости.
Типы фланцев
Прежде, чем говорить о сварке фланцев, важно изучить их конструкционные особенности. Размеры, форма регламентируются ГОСТом или техническими условиями. Они различаются по геометрии, размерам, делают их из высокоуглеродистых или легированных нержавеющих сталей или сортов чугуна, поддающегося ковке.
По функциональности выделяют две группы фланцев:
- арматурные;
- предназначенные для сосудов и аппаратов.
Конструкционно фланцы делятся на несколько видов:
- Воротниковый — применяется на системах высокого давления. Горловина по конусу сужается, она выполнена в форме конического центратора, распределяющего давление потока. По американской классификации он называется «Lap Joint» (привариваемый внахлест). Крепится сплошным валиком или швом в форме буквы «V».
- Раструбный — применяется на технологических магистралях небольшого сечения, рассчитан на высокое давление транспортируемой среды, маркируется «Socket-welding» (с впадиной для шва). Его приварка производится только с внешней стороны, необходимо оставлять люфт до 1,6 мм на случай расширения трубы при нагреве горячим носителем. Угловой шов делается встык.
- Накидной или сквозной — крепится на расстоянии 3 мм от края трубы, международное обозначение «Slip-on» (со сквозным отверстием). Фиксируется с обеих сторон угловым швом – приварка к наружной и внутренней стенке.
- Глухой — выполняет функцию заглушки, образует разборное соединение с трубой, может иметь надпись «Blind flanges». Приваркой не крепится, держится на болтовом соединении.
- Плоский — состоит из кольца и пластины, рассчитан на невысокое давление до 2,5 МПа, приваркой к внешнему краю трубы крепится только кольцо, пластина остается подвижной.
- Резьбовой — используются на врезаемой арматуре, где есть нарезка или накатка резьбы, маркируется «Threaded flanges». Насаживается на конец трубы механически, редко дополнительно фиксируются приваркой.
Читайте также: Технология газовой сварки для начинающих
Способы приварки фланцев
От правильности соединения элементов трубопровода зависит герметичность системы. Приварку диска осуществляют по двум методикам:
- Приварка встык подразумевает образование шва по всей окружности проката в одном месте.
- Приварка надетого диска по двум стенкам: наружной и внутренней.
Работа с фланцами требует опыта, такую сварку новичкам не доверяют. Любой перекос плоскостей под приварку приводит к разгерметизации стыкового узла, увеличивает риск прорыва магистрального трубопровода высокого давления.
Приварка фланца к трубе
До сварочных работ проводится подготовка кромок. Места швов зачищают до блеска. При самостоятельной сборке узлов учета или врезке запорной арматуры важно учитывать толщину уплотняющей прокладки, диск устанавливают с учетом толщины резины. Головки болтов на фланцах располагаются только с одной стороны. Концы выступают минимум на 3 витка резьбы. Зеркало диска всегда располагается выше шва и кромки, край проката не должен выходить за плоскость диска. Приваривать фланец к трубе ровно помогают прихватки соединения, когда диск обездвижен, можно приступать к швам.
При давлении до 10 МПа производится приварка без скоса, при высоком, до 25 МПа – со скосами.
Для приварки фланцев к стальным трубопроводам применяют вращатели. Они придают узлу мобильность, улучшают доступ к рабочей зоне, облегчают процесс сварки. В процессе сварки электрод остается неподвижным, узел постепенно проворачивается вокруг оси. На вращателе производят финишную зачистку швов, грунтовку и покраску фланцевого узла.
Важные моменты сборки фланцевого соединения:
- необходимо крепить диск перпендикулярно к трубопроводу, для проверки используется контрольный треугольник и щуп, допустимое отклонение 2% от наружного диаметра;
- оси болтовых отверстий на двух дисках должны совпадать, соосность проверяется уровнем и отвесом. Допустимые отклонения: а) 1 мм для отверстий диаметром от 18 до 25 мм; б) 2 мм для диаметров до 41 мм.
Читайте также: Магнитопорошковая дефектоскопия сварных соединений
Техника «лодочка» применяется для соединений без люфта, кромки провариваются на большую глубину. Если зазор в пределах 1,5 мм, приварка производится поперечными колебательными движениями, электрод держат под углом 30° к поверхности трубы. Люфт 4–5 мм оформляется угловым швом большими стежками (катетами). При большом зазоре допускается две проходки.
Ширину и высоту валика определяют по размеру проката. На внешней стороне трубы делают толстый наплавочный валик, на внутренней – минимальный, чтобы он не изменял сечение потока.
Приварка стального плоского диска производится сначала с внешней, затем с внутренней стороны проката. Зачистка соединений производится слева направо.
Контроль качества сварных швов
Для проверки герметичности крепления фланца используют ультразвуковой метод. Шов проверяют:
- на трещины;
- присутствие шлаковых включений, наплывов, надрезов;
- недопустимы прожоги, кратеры, пористость.
Дефектоскопия проводится также металлографией. На ответственных соединениях качество сварки фланцев к трубе проверяют радиографическим методом неразрушающего контроля.
Зная тонкости закрепления фланцев, в случае необходимости можно самостоятельно провести приварку диска к участку водопроводной системы.
Источник https://mdmetalla.ru/stal/privarka-flancev-k-stalnym-truboprovodam-diametrom-200-mm.html
Источник https://svarkaprosto.ru/tehnologii/privarka-flantsev