Норма П. Б.

Содержание

Установка систем пожаротушения

От чего зависит? В каждом здании спроектирована своя противопожарная система. Системы пожаротушения могут отличаться степенью автоматизации, составом оборудования, действующим веществом, используемым для подавления огня.

Что нужно для установки? Необходимо выбрать тип системы, соответствующий назначению помещения, разработать и утвердить проектную документацию. Монтаж нужно проводить в соответствии с принятыми требованиями и нормативами.

  1. Нормативы и требования для установки систем пожаротушения
  2. Системы водяного пожаротушения
  3. Системы газового пожаротушения
  4. Установка и проектирование систем пожаротушения
  5. Стоимость проектирования и установки системы пожаротушения

Нормативы и требования для установки систем пожаротушения

Устройство для тушения пожаров было представлено еще 1863 году в Соединенных Штатах. Это был простой огнетушитель. Уже в 1874 г. была впервые проведена установка системы пожаротушения. Это событие имело место на фабрике Генри Пармали, выпускавшей фортепиано. Предшественницей современного противопожарного оборудования была полуавтоматическая установка. Для борьбы с огнем в ней использовалась вода.

Нормативы и требования для установки систем пожаротушения

Установка автоматических систем пожаротушения предполагает их интеграцию в общую сеть устройств защиты объекта от огня. Особенности проектирования, монтажа, пуско-наладочных и сервисных работ для такого оборудования определены ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.08 г, а также правительственным Постановлением № 390 «О противопожарном режиме» от 25.04.12, которое утвердило «Правила противопожарного режима».

Помимо указанных выше документов, технические нормы по установке автоматических систем пожаротушения и сигнализации представлены в других актах, среди которых особое место занимает «СП 5.13130.2009. Система противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». Также в данной сфере следует руководствоваться соответствующими государственными и международными стандартами.

Существует перечень объектов и помещений, где действующие нормативы предусматривают обязательную установку автономной системы пожаротушения. В указанном выше своде правил 5.13130.2009 присутствует приложение А, содержащее «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

Получите бесплатно инструкцию по выбору подрядчика от Videoglaz:

Команда Videoglaz совместно с главным техническим экспертом компании подготовили файл, который поможет вам не ошибиться при выборе подрядчика для своего проекта.

“В самом начале работ часто возникает вопрос: Как быстро определить качество партнера или исполнителя по системам безопасности? Именно поэтому мы подготовили подробную инструкцию, в которой осветили основные пункты, благодаря которым вы сможете без проблем выбрать добросовестного подрядчика, сохранить бюджет и выполнить проект в срок.”

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Валентин Белоусов

Валентин Белоусов
Руководитель отдела проектных решений

pdf иконка

10 шагов, которые помогут выбрать добросовестного подрядчика

Поможет сохранить бюджет и уложиться в сроки проекта

уже скачали

Уже скачали 11 507

Где нужна установка системы пожаротушения?

  1. жилые строения, высота которых превышает 28 м;
  2. общежития, пансионаты для инвалидов и людей преклонного возраста;
  3. учебные заведения и детские дома;
  4. культурно-развлекательные объекты (места проведения концертов, выставок и др.);
  5. серверные помещения, центры обработки информации и компьютерных данных, хранилища музеев;
  6. паркинги (подземные и надземные, высотой от двух этажей);
  7. склады категории «В» (по классификации пожароопасности), которые имеют от двух и более этажей или оснащены высокими стеллажами (свыше 55 см);
  8. нежилые строения, высота которых не превышает 30 метров, кроме относящихся к категориям «Г» и «Д» пожарной опасности;
  9. строения высотой в один этаж, в конструкции которых присутствуют горючие утеплительные материалы (до 800 м2 — общественные объекты, свыше 1,2 тыс. м2 — административно-бытовые сооружения);
  10. строения торговых объектов, кроме предназначенных для реализации и хранения невоспламеняемых товаров: свыше более 200 м2 — в подвалах и цоколях зданий, более 3, тыс. м2, расположенные выше уровня земли;
  11. все строения, предназначенные для реализации легковоспламеняемых и горючих товаров;
  12. помещения, где расположены испытательные объекты высокого напряжения, экранированные легковоспламеняемыми материалами;
  13. кабельные конструкции электростанций;
  14. помещения для ремонта авиатранспорта и ЖД составов, а также диспетчерские.

За несоблюдение правил установки системы пожаротушения, предусмотренных в СП 5.13130.2009, на основании 1-й части статьи 20.4 КоАП предусмотрены штрафы: для юридических лиц в размере 150 – 200 тыс. руб., для должностных лиц 10 – 15 тыс. руб., для ИП 20 – 30 тыс. руб.

При повторных нарушениях, которые привели к тяжелым последствиям для здоровья и жизни людей, организации будут оштрафованы на сумму от 600 тыс. до 1 миллиона руб., либо к ним будут применены административные меры в виде приостановки деятельности на срок до 3-х месяцев.

Системы водяного пожаротушения

Для установки систем водяного пожаротушения может использоваться для вида оборудования.

Сплинкерные системы пожаротушения

В таких системах пожаротушения ороситель встроен в трубопровод, который уже заполнен водой или низкократной воздушно-механической пеной, постоянно находящейся под давлением (в зданиях, где температура выше 5 °C), или воздухом (где температура уже ниже 5 °C). Также есть комбинированный вариант в виде водно-воздушной АСПТ.

Системы водяного пожаротушения

В этом случае подводящая трубопроводная система все время наполнена водой, а питающая и распределительная могут наполняться воздухом или водой в зависимости от времени года. Каждое устройство снабжено специальным тепловым замком (колбой), который рассчитан на разгерметизацию только при температуре от 57°C до 343 °C.

Все зависит от требований монтажа АСПТ, но при этом чувствительные тепловые замки (срабатывают при 57°C и 69 °C) должны реагировать не больше пяти минут (идеальный вариант две-три минуты), а колбы, которые выдерживают высокую температуру – срабатывать в течение десяти минут.

Установка сплинкерной системы пожаротушения имеет следующий принцип действия: когда ороситель разгерметизируется, общее давление в трубопроводе снижается, распечатывая клапан в узле правления. При этом вода начинает двигаться к датчику, который фиксирует сигнал и подает команду на запуск насоса.

Такие системы используются для местного выявления и устранения пожаров с включением сигнализации, оповещающей о начале возгорания, защиты против дыма, устройств управления эвакуацией и информирования о местах возгорания. Несработавшие сплинкерные системы могут эксплуатироваться около десяти лет. После срабатывания сплинкерные системы пожаротушения требуют полной замены.

При составлении проекта на монтаж противопожарного трубопровода выделяют отдельные модули, каждый из которых обслуживает одно или несколько помещений и имеет индивидуальный узел управления. Чтобы сплинкерная система тушения пожаров была в состоянии готовности, давление в трубопроводе необходимо автоматически создавать и поддерживать с помощью насосного узла. Недостаток такого решения заключается в невысокой скорости реакции на появление огня.

Топ-3 товара по теме:

17 991 ₽ 19 990 ₽

4 526 ₽ 5 325 ₽

Дренчерные системы пожаротушения

У таких систем есть еще одно название – дренчерные завесы. От сплинкерных они отличаются отсутствием тепловых замков. Их срабатывание происходит от внешних датчиков или тросов с тепловыми запирающими устройствами. Особенность дренчерных систем заключается в больших объемах затрачиваемой воды, а также в возможности включения сразу всех оросителей.

Дренчерные системы пожаротушения

В дренчерной системе пожаротушения может предусматриваться установка распылителей, формирующих микроскопические капли воды размером до 150 микрон. В таких устройствах используются распылители разных типов: струйные с высоким давлением, газодинамические двухфазные, с разбиванием воды за счет ее подачи на дефлектор, работающие за счет столкновения струй и др.

Нормы установки автоматической системы пожаротушения предписывают, что метровая водяная завеса должна выдавать ежесекундно от 500 грамм до литра воды.

При разработке проекта дренчерных систем пожаротушения должны учитываться следующие факторы: напор дренчера, его тип, расстояние между разбрызгивателями и их количество, диаметр трубы, высота монтажа дренчеров, производительность насосов, объем накопителя воды и т.д. Часто такие установки совмещают со сплинкерными.

Дренчерные системы обеспечивают локализацию возгорания, разбиение помещений на сектора, удерживание тепловых потоков и ядовитых продуктов горения, снижение температуры оборудования до нужной температуры. В связи с этим их часто устанавливают в проемах (эвакуационные, вентиляционные, дверные, оконные), включая и постоянно открытые. Также дренчерные АСПТ используют в зданиях и помещениях большой площади (например, парковки, склады, выставочные и торговые залы, офисы).

Системы газового пожаротушения

В газовой системе пожаротушения применяются специальные составы в форме сжиженных или сжатых газов. В последнем случае могут использоваться Аргонит и Инерген. В их состав входят природные (несинтетические) газы, которые есть в нашей среде: углекислый газ, азот, аргон, гелий. Все перечисленные компоненты не наносят атмосфере никакого вреда.

Системы газового пожаротушения

Система газового пожаротушения с такими составами работает за счет замещения кислорода в воздухе в месте горения. Пламя поддерживается, пока содержание Oxygenium не упадет ниже отметки 12 %. При выбросе указанных выше газов количество кислорода резко снижается, и огонь затухает. Если процесс снижения процентного содержания Оксигена будет резким, то у находящихся в помещении людей могут происходить обмороки, головокружения, головные боли.

Поэтому при применении данной системы пожаротушения обязательна эвакуация. При этом Инерген состоит из сбалансированной газовой смеси, которая не нарушает работу системы кровообращения в человеческом организме.

Сжиженные газы для тушения пожаров представляют собой следующие составы: углекислый газ вне смеси или синтетические вещества, основанные на фторе (хладоны, FM-200, 3M Novec 1230, шестифтористая сера). Хладоны бывают такими, которые разрушают озоновый слой (318Ц, 218, 13В1, 12В1, 114В2) и безопасными (хладон 23, 227еа, 125 ХП).

Первая группа составов может применяться только в зданиях, где не предусмотрено постоянное нахождение людей. Самое безопасное вещество для газовой системы пожаротушения – Novec 1230.

Установка аэрозольных систем пожаротушения может осуществляться с учетом применения фторсодержащих газов. Принцип действия таких систем предполагает снижение интенсивности горения до полного устранения огня. Газы, которые в составе содержат фтор, в местах горения начинают распадаться, освобождая свободные радикалы, вступающие в химическое взаимодействие с веществами возгорания, останавливая распространении пламени.

Различные виды газовых систем и установок автоматического пожаротушения включают такие компоненты:

  • баллоны-ресиверы, содержащие огнетушащий состав, собранные в батареи с селекторными вентилями;
  • наборные и пусковые составляющие;
  • распределительное оборудование и распределители воздушных потоков;
  • побудительные системы и распределительные каналы с насадками;
  • оборудование для подзарядки системы;
  • пожарные сигнализации (устройства для обнаружения возгорания);
  • устройства оповещения и контроля эвакуации;
  • управляющая автоматика.

Газовые автоматические установки систем пожаротушения очень популярны, так как практически не наносят вред материальным ценностям, находящимся в здании. Они незаменимы при защите от пожара в серверных, дата-центрах, АТС, ЦОД, архивах, складах, библиотеках и банках и других местах, где важно сохранить имущество и ценную информацию.

Установка и проектирование систем пожаротушения

Установка порошковой, газовой или водяной системы пожаротушения проходит в несколько этапов:

  • проектные работы,
  • монтаж,
  • мероприятия по пуско-наладке,
  • сервисное обслуживание.

На этапе работы над проектом системы пожаротушения решаются задачи по определению последовательности выполнения шагов и согласованию всех мероприятий для реализации поставленных целей. Кроме того, важно оптимизировать финансовые и временные затраты, исключить ошибки и неточности в смете и проектной документации.

Установка и проектирование систем пожаротушения

Этапы проектирования установки систем пожаротушения:

  1. выезд проектировщиков на объект;
  2. определение варианта установки автоматических систем пожаротушения и сигнализации, создание и утверждение техзадания с заказчиком;
  3. реализация положений технического задания на всех стадиях разработки проекта: проект (П), рабочие чертежи и документы (Р), рабочий проект (РП), согласно с требованиями ГОСТ, СНиПами, СП и действующих нормативных актов;
  4. проведение мероприятий по утверждению проектной документации в органах госнадзора;
  5. контроль соблюдения установленных требований в ходе реализации проекта.

Градостроительный кодекс России в п.9 ч.12 ст.48 предусматривает, что в состав документации на проект установки систем пожаротушения необходимо включать «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности». Кроме того, в Постановлении Правительства № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» п.26 сказано, что такой перечень, включающий тестовую часть и графические материалы, должен в обязательном порядке содержать:

  • описание системы пожаротушения капитальных объектов;
  • обоснование удаленности строений друг от друга и от внешних установок противопожарной безопасности на капитальных объектах;
  • описание предусмотренных проектом сетей подвода воды для систем пожаротушения и подъездных путей для специальной пожарной с их обоснованием;
  • описание конструкционных элементов и объемно-планировочных решений, уровней огнестойкости и классов пожароопасности используемых строительных конструкций с обоснованием принятия проектных решений;
  • описание элементов проекта, связанных с защитой людей от пожара, и подтверждение обоснованности принятых решений;
  • список мер, направленных на безопасность сотрудников пожарной охраны в ходе устранения возгораний;
  • данные о категории построек, сооружений, помещений, оборудования и внешних устройств по характеристикам пожароопасности;
  • список строений, помещений и оборудования, защита которых должна обеспечиваться противопожарными сигнализациями и автоматическими системами пожаротушения;
  • описание средств защиты от пожара (системы пожаротушения, сигнализации, устройства оповещения, оборудование для эвакуации людей, внутренние водопроводы для установок тушения огня, противодымное оборудование) и обоснование их применения;
  • обоснование предусмотренного расположения устройств противопожарной безопасности, систем управления оборудованием для тушения огня и их взаимодействия с инженерными сетями объекта, обеспечивающими возможность эвакуации людей и борьбу с пожаром. Обоснование принятых проектных решений и алгоритмов функционирования техсредств противопожарной безопасности (если такие средства предусмотрены);
  • описание организационных и технических мер по реализации требований противопожарной безопасности на капитальном объекте;
  • расчетные риски угроз здоровью и жизни людей, сохранности материальных ценностей (при условии, что выполняются действующие нормативные требования и технические регламенты по пожарной безопасности, нет необходимости в расчете таких рисков).

В графический раздел необходимо включать:

  • ситуационную схему участка земли под капитальное строение, содержащую отметки о местах въезда/выезда) и подъездные пути к местам нахождения противопожарного оборудования, расположении специальных резервуаров (если такие предусмотрены) с указанием их емкости, гидрантов и насосного оборудования для пожаротушения;
  • схемы организации эвакуации людей и имущества с объектов и прилегающих к ним участков при возгораниях;
  • схематические чертежи тех. средств защиты от пожаров (автоматические системы тушения огня, противопожарной сигнализации, внутренней подводки воды для пожаротушения).

Основные разделы рабочей проектной документации могут содержать:

  • технические требования;
  • концептуальный план противопожарной безопасности;
  • меры по защите от пожаров;
  • расчеты существующих угроз здоровью и жизни людей, материальным ценностям другому имуществу;
  • расчетные данные и обоснования по некоторым разделам реализации задач противопожарной безопасности;
  • описание противопожарных систем оповещения;
  • описание установки систем пожаротушения системы (водяных, газовых, аэрозольных, порошковых) и трубопроводов подачи воды для тушения огня;
  • описание систем дымоудаления и используемой автоматики;
  • описание способов управления систем противопожарной безопасности;
  • описание средств защиты строительных конструкций от огня.

Установка систем пожаротушения производится строго на основании рабочей проектной документации.

Стоимость проектирования и установки системы пожаротушения

Затраты на разработку и установку систем пожаротушения зависят от ряда факторов, включая:

  • вид и цену оборудования, материалов и устройств, используемых для создания систем тушения пожара;
  • архитектурные особенности строения (размеры, эксплуатационная направленность, численность помещений, вариант потолочной конструкции и т.д.).

Стоимость проектирования и установки системы пожаротушения

Компании, предоставляющие услуги по разработке проектов и установке систем пожаротушения, используют собственные программы для определения их стоимости. Конечно, невозможно без выполнения специальных подготовительных мероприятий с высокой точностью определить итоговую смету.

Используемые поставщиками таких услуг алгоритмы допускают при расчете стоимости проектирования и монтажа оборудования для автоматических систем противопожарной безопасности погрешность в диапазоне 20 %. Точную смету можно составить в ходе разработки проекта.

Экономия на этапе разработки и установки автоматических систем пожаротушения может в будущем обойтись очень дорого. От точности расчетов и эффективности работы оборудования противопожарной безопасности зависят жизнь людей, сохранность ценного имущества, важной информации и т.д. Нельзя пренебрегать угрозами, которые несут с собой пожары. Помните, что установку систем пожаротушения вы осуществляет для себя, а не для инспектора по противопожарной безопасности.

Норма П.Б.

ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Норма П.Б.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»

Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы будем обсуждать Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 которое вступает в действие с 01.03.2022г. и действует до 01.03.2027г. Указанный срок определен для данного документа в основном потому, что требования, которые предъявляет настоящий документ относятся к объектам, введенным в эксплуатацию, или проектная документация которых была отправлена в экспертизу до 1 мая 2009 года (до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Очень многие спрашивают нас – «А зачем это Постановление надо? Есть же уже СП484; СП485; СП486, СП3, которые регламентируют все эти вещи?» Поясняем. Все перечисленные СП разработаны в рамках исполнения требований ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который действует с 1 мая 2009 года. Но существует много объектов, которые запроектированы и построены ранее этой даты. Эти объекты существуют и на них необходимо соблюдать требования пожарной безопасности. А какие требования? Вот в статье 4 пункт 4 ФЗ-123 написано как раз по этому поводу:

“В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению».

Иными словами, объекты инспектируются по тем нормам, которые действовали до вступления в действие ФЗ-123, то есть по всяким разным НПБ.

Но вот ведь какая петрушка получается. Мы уже публиковали на сайте Норма ПБ статью, извещающую о выходе в свет Постановления Правительства №1034 от 11.07.2020 г., упраздняющего целый ряд нормативных документов и подзаконных актов. Вот ссылка на статью

Сам документ можно скачать из тела статьи или (если лень читать статью) вот по прямой ссылке пройдите и скачайте (все удовольствия для Вас) Postanovlenie_Pravitelstva_RF_ot_11_07_2020_1034

То есть, не действуют уже НПБ эти (кроме разве НПБ110 и НПБ104, которые исключены позже из данного списка Постановлением Правительства РФ от 19.12.2020г. № 2179). Получается юридическая коллизия. Не возможно инспектировать объекты и инспектировать их по документам, действие которых прекращено официально. По этому, наше Правительство, во главе с Мишустиным, обеспокоились и прониклись существующей проблемой, в результате чего выдали Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 которое как раз и устанавливает правила и нормы пожарной безопасности для указанных «старых» объектов.

Ну что же, скачать документ можно у нас на сайте из библиотеки нормативщика или пройдя по ссылке Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464

А теперь, кратенько, постараемся, о самом главном в данном документе. Как обычно в наших обсуждениях, особо важные моменты документа я буду приводить в красном цвете, описание в обычном черном цвете, а собственные комментарии к написанному выделю синим шрифтом.

Итак, дата введения в действие данного документа — с 01.03.2022г. по 01.03.2027г.

  1. Настоящий документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее – объекты защиты), которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
  2. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, применяются требования Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, вправе применять положения Федерального закона “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” вне зависимости от проведения капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения при оснащении объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Сие означает, что если Собственник хочет соблюдать требования ФЗ-123 на своих «старых» объектах, то это его право.
  3. Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с:

критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1;

критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 2;

критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3;

критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 4.

  1. В случае превышения в пределах 5 процентов значения нормативного показателя площади, приведенного в приложениях N 1 и 3 к настоящему документу, допускается защита здания (помещения) системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения. Не забудьте 5% добавить к замерам – это может помочь при выборе систем защиты.
  2. В зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения:

а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);

б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;

в) категории В4 (кроме помещений, предусмотренных приложениями N 1 – 3 к настоящему документу) и категории Д по пожарной опасности;

г) лестничные клетки;

д) тамбуры и тамбур-шлюзы. Обратите внимание! Список помещений-исключений адаптирован к новым документам, то есть добавлены тамбура, охлаждаемые камеры, прочие помещения, которых не было в документах, действовавших до ФЗ-123. Это некоторое облегчение, которое собственно не значит, что нужно срывать пожарные извещатели в тамбурах. Это приведет к расхождению с проектной документацией.

  1. В лифтовых холлах и безопасных зонах допускается установка только системы пожарной сигнализации.

Отдельно стоящие понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6 – 10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации. То же самое. Ранее, таких допущений не было. Но это совсем не значит, что нужно срезать существующие в лифтовых холлах спринклерные сети.

  1. Под площадью помещений, предусмотренных приложением N 3 к настоящему документу, понимается площадь части зданий или сооружений, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее EI 45 для перегородок и не менее REI 45 для стен и перекрытий. В случае, если помещения не выделяются ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под площадью этих помещений понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения. Обратите внимание! Это написано для любителей устанавливать перегородочку в помещении, чтобы из одного большой площадью сделать два площадью меньше, чем достигается изменение нормативного средства защиты на ПС с АПТ, к примеру. Теперь понятно что это должна быть не просто перегородочка, а нормируемая преграда.
  2. Объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5.

Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.

  1. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения, составляет 40 процентов и более общей площади этажей здания и сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом автоматическими установками пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа. Думаю, что здесь закралась ошибка – пункт 5, а не пункт 7 имелся ввиду. В пункте 7 как раз ничего такого нет, чтобы его учитывать. А в пункте 5 указаны исключения. Видимо имелось ввиду, что даже если более 40% занято пожаротушением, то это все равно не значит требование монтировать пожаротушение везде и в туалетах тоже. Исключения и туалеты в том числе даже в этом случае, остаются исключениями. Только вот, что толку от того что я это озвучил – что написано пером, то не вырубишь топором. Пока к данному документу не будет уточнений и исправлений, придется оборудовать здание в целом установками АПТ, включая санузлы, бойлерные, тамбуры и прочее. Вот к чему приводит халатность тех кто нормы сочиняет и тех кто сочинения эти проверяет. Это закон, а не бульварное чтиво. Внимательнее нужно быть!
  2. Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений. Это значит, что сначала собственник решил, в соответствии с пунктом 2, что на объекте будут выполняться требования ФЗ-123. А потом, в соответствии с пунктом 1 статьей 1 ФЗ-123, рассчитывается пожарный риск, и выясняется, что систем пожаротушения можно не монтировать. Или при обеспечении безопасной эвакуации людей. А это последнее, вообще не понятно что значит. Один скажет – «я обеспечил». А второй – «чем докажешь?» «Сейчас, поищу доказательства в кошельке». Так что, при конфликте интересов последнее не доказуемо. Но зато, какая лазейка, при полном совпадении интересов! Привет тебе, Коррупция!
  3. Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации. Не радуйтесь! Это не взамен, а дополнительно!

Для помещений зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5, защищаемых автоматическими установками пожаротушения, допускается не предусматривать систему пожарной сигнализации при обеспечении безопасной эвакуации людей из здания с учетом инерционности срабатывания автоматических установок пожаротушения, которые должны выполнять функции системы пожарной сигнализации. Хмм. Ну вот этот момент безопасной эвакуации требуется доказать путем расчета развития пожара и блокирования эвакуационных путей, учитывая инерционность систем, сравнивания с расчетом времени эвакуации. Тот же расчет риска, по сути.

  1. Звуковые пожарные оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать уровень звукового сигнала не менее чем на 15 акустических децибел выше допустимого уровня звука постоянного (фонового) шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука в защищаемом помещении (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми звуковыми пожарными оповещателями) должен быть не менее 75 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя, но не более 120 акустических децибел в любой точке защищаемого помещения. Измерение уровня звука должно производиться шумомером на расстоянии 1,5 метра от уровня пола.
  2. В спальных помещениях (помещениях, которые функционально предназначены для нахождения в них людей в состоянии сна) звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны иметь уровень звука не менее чем на 15 акустических децибел выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми оповещателями пожарными звуковыми) в защищаемом помещении должен быть не менее 70 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя. Измерения должны проводиться на уровне головы наиболее высоко расположенного спящего человека. Ну вот 70 дБ, вместо 75 дБ. Не имеет существенного значения.
  3. В защищаемых помещениях, в которых уровень звука постоянного (фонового) шума более 95 акустических децибел, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.
  4. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должна включаться от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения. При этом допускается:

а) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре дистанционное и местное включение, если в соответствии с настоящим документом для объектов защиты не требуется оснащение системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения;

б) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 – 5 типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Очень интересный пункт! Индульгенция, прямо скажем. Ну ладно подпункт «а», но подпункт «б» вообще огонь! Полуавтоматическое управление вообще фраза многозначащая! Охранник увидел что на панели ППК загорелся индикатор «пожар» и потом, почесав задницу, подумав пару минут, все таки ткнул пальцем в кнопку, от которой автоматически включилось оповещение в здании. Это в лучшем случае. А то может не спеша сначала выдвинулся на место предполагаемого пожара понюхать дым, чтобы потом вернуться и только тогда ткнуть пальцем в кнопку. Во какая полуавтоматика получается! А дистанционное и местное включение вообще огонь! Зачем автоматика? Люди сами, когда пожар разгорится, ткнут кнопку включения СОУЭ на этаже где горит …… если успеют, конечно.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464

Здесь пока все также как и в новом СП486.1311500.2020г., кроме пункта 4.1.2.1, в котором нет разделений на С0 и С1 – общая позиция 7000 кв.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 1

Здесь разница касаемая жилых зданий по п.6 – сохранилось требование только для зданий 28 метров и выше. Те что ниже, не оборудуются. И еще в пункте 12.2.2 не значительное уточнение – 3500 кв.м., тогда как в СП486.1311500 – 4000 кв.м. Также общежития приняты одним пунктом (квартирные или не квартирные все равно) – АПС для всех. Гостиницы принимаются по требованиям к общественным помещениям.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 2

Здесь обратите внимание на определение высоты здания по Примечанию 1 к Приложению 1. Есть очень существенные различия с СП486.1311500. Про здания школ, пожарных депо, зоопарки и мелкие отдельно стоящие здания магазинов отдельно ничего не написано. Но это все относится к зданиям административного и общественного назначения и оборудуются системами ПС в соответствии с п. 11, независимо от площади.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 4

От СП486.1311500 отличается нормами к запотолочному пространству (не значительно), а также отсутствуют нормы на строительные бытовки и вагончики. Но вряд ли вагончики и бытовки установлены до начала действия ФЗ-123. Это было бы слишком долго для временных строений.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 5

Холодильных камер в нормах нет, но они по данному документу не защищаются, в отличии от СП486.1311500. Также нет производственных помещений категории А с обращением горючих газов.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 6

Здесь изменений нет вообще

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 7

Здесь изменений нет вообще

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 8

Небольшое различие в плане помещений железнодорожного транспорта

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 9

Здесь все однотипно

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 10

В документе, в отличии от СП486, отсутствуют отдельные требования к производственным и складским помещениям категории В4 в зданиях Ф1.1,Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2. Также нет требований к чердакам, детским игровым зонам, Помещениям Ф3.2 в подвалах и помещений детских дошкольных учреждений, встроенных в помещения иного назначения. Также нет норм на встроенные в здания иного назначения помещений гостиничных услуг, мусоросборные камеры, помещения складские и производственные, расположенные в общественных зданиях. Ко всем перечисленным помещениям применяются нормы основных пунктов зданий в которые встроены данные помещения, а также требованиям основных пунктов, регламентирующих складские и производственные помещения определенных категорий.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 11

Обратите внимание на допуски по пунктам 4 и 5 Примечания.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 12

Примечания: 1. Оборудование, указанное в пунктах 3 и 5 настоящего документа, допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.

  1. Окрасочные камеры с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей объемом до 1 куб. метра допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
  2. Допускается не оборудовать автоматическими установками пожаротушения стеллажи высотой более 5,5 метра для хранения горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке в здании склада категории В по пожарной опасности высотой не более 14 метров с хранением горючих материалов и негорючих материалов в горючей упаковке на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 метра, но не более 12,5 метра, оборудованного автоматическими установками пожаротушения с одноярусным расположением оросителей, монтируемых под покрытием складского помещения.

В Примечании пункты 2 и 3 имеют отличия от СП486, в части допущений систем АПТ в окрасочных камерах, а также в части оборудования установками АПТ стеллажей выше 5,5 метров.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 13

От требований СП3.13130.2009 отличается в части пункта 4 (Психиатрические больницы) – здесь 3 тип СОУЭ и все, тогда как в СП3.13130 предусмотрен 3 тип и выше, при 60 и более койко-мест.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 14

А вот здесь есть изменения по жилым зданиям – появились нормы от 26 этажей и выше, тогда как в СП3.13130.2009 нормировались только 25 этажей самые высокие здания. И еще в пункте 7 по Театрам есть изменения в количестве зрителей, но это не так существенно, если вдуматься. Про организации общественного питания изменения только в числе этажности, написали «от 3 этажей» и теперь не понятно, как подходить если этажей менее трех!

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 15

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 16

Поменялись конечно количества людей в 16 и 17 пунктах, но как бы отличия не значительны. В Примечаниях обратите внимание на пункты 5 и 7 – они новые.

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 17

Различие есть только в Примечании, но различие очень существенное. Пункт 5 допускает световые оповещатели, которые включаются только при начале оповещения. То есть в дежурном режиме они могут быть выключены. Тогда как в СП3.13130 такое не допустимо – световые оповещатели должны светиться в дежурном режиме. Также, пунктом 4, есть указание считать СОУЭ 3-5 типов автоматизированными системами, что имеет значение при разработке сметы на наладочные работы. Теперь есть основание включить пункт пусконаладки для СОУЭ отдельно и для прибора АПС отдельно.

На этом анализ документа Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 считаем законченным. Ну что, документ не лишний, скажем так. Есть «светлые проблески», хотя различий не много. По крайней мере, конфликты с отмененными документами и требованиями ФЗ-123 частично разрешены. Теперь остается конфликт с еще действующими НПБ110 и НПБ104. Но думаю, до весны следующего года эти документы упразднят окончательно. А иначе, для чего бы нужно было городить данное Постановление!

Читайте другие публикации на сайте, ссылки на которые можно найти на Главной странице сайта https://www.norma-pb.ru , участвуйте в обсуждении в социальных сетях в наших группах по ссылкам:

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 18

Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» : 8 комментариев

  1. 11353417 июля 2022 в 2:43 Спасибо за статью, а то сам не мог понять на кой черт это сотворили.
    На мой взгляд –абсолютно бесполезный документ. Какой смысл расписывать правила –«где, чем оборудовать», если все объекты уже более 10 лет как оборудованы. Или сотрудники ГПН собираются расписаться в своей приступной халатности, что за более 10 лет не приняли мер в отношении таких объектов? Был бы смысл в указании правил того «как смонтировать», при этом, возвращаясь к срокам, подобным объектам давно светит только одно замечание –завершение сроков эксплуатации оборудования, где отсрочка на год, по итогам испытаний, не может быть вечной, а допускается только до момента перевооружения объекта, что должно делаться через проект, который будет делаться по регламенту, аттестованным перцем.
  1. admin Автор записи 17 мая 2023 в 18:37 Здравствуйте, Антонио! Здесь необходимо понимать, что данный документ (в статье кстати это есть) введен потому что приказом правительства ранее изданным отменены все НПБ и СНИП, которые действовали до 2208 года, т.е. до ввода в действие технического регламента ФЗ-123. Но системы построенные до 2008 года так и остались – никто их не отменял. Вот возник вопрос – что с ними делать. Нормы отменены, а системы старые еще остались. В статье 4 пункт 4 ФЗ-123 есть ответ на ваш вопрос – хоть документы уже не действуют, но инспектировать данные старые объекты следует по тем самым старым нормам, при которых эти объекты строились. В соответствии с пунктом 54 ППР РФ, каждый год данные объекты следует проверять на работоспособность. Если старая система выполняет свои функции, то срок эксплуатации можно продлить еще на следующий год до следующей проверки. Если не выполняет, то менять на новую систему пор новым нормам.
    Само собой разумеется что новый СП484 к данным объектам не применим. также не применимы все новые ГОСТы. Пока система работоспособна, Собственник имеет право каждый год проверять ее и продлевать срок еще на следующий год. Проверки работоспособности следует производить в соответствии с ГОСТ 57974-2017, приглашать независимую организацию с аккредитацией ИПЛ для выполнения инструментальных испытаний и выдачи по результатам, протокола испытаний и акта либо соответствия или акта замечаний. Замечания будут конечно – ни одна старая система без замечаний не инспектируется. Ну вот устраните замечания и можно еще год работать. Ну или, как вариант, полностью менять систему на новую, соответствующую актуальным нормам.

Источник https://videoglaz.ru/blog/ustanovka-sistemy-pozharotusheniya

Источник https://www.norma-pb.ru/postanovlenie-pravitelstva-ot-01-09-2021-1464-ob-utverzhdenii-trebovanij-k-osnashheniyu-obektov-zashhity-avtomaticheskimi-ustanovkami-pozharotusheniya-sistemoj-pozharnoj-signalizacii-sistemoj-opo/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *