Методика проведения проверки системы автоматического пожаротушения конспект

Проверка работоспособности систем противопожарной защиты

При проверке работоспособности систем противопожарной защиты, в 70% случаев испытания систем, на предприятиях показывают несоответствие фактических показателей требованиям по ГОСТ. Выявления таких фактов в ходе проверок надзорных органов влечет привлечение к ответственности руководителя предприятия.

Предупредить такие нарушения и соответственно возникающие риски, руководитель организации может путем правильной организации проверки работоспособности систем противопожарной защиты.

В случае привлечения нашей экспертной организации, для проверки работоспособности систем противопожарной защиты, по результатам проверки, предприятие получает документ — экспертное заключение, которое учитывается при формировании индикатора пожарного риска на объекте защиты и безусловно, дает предприятию, привлекающему нашу экспертную организацию, существенные преимущества.

Таким образом, проверка работоспособности систем противопожарной защиты — это самостоятельная процедура, организовываемая руководителем предприятия с обязательным привлечением экспертов в области пожарной безопасности.

Компания ООО «Центр Экономического Анализа и Экспертизы» имеет большой опыт проведения проверки работоспособности систем противопожарной защиты, начиная от малых объектов, до больших распределенных комплексов зданий, таких как кинотеатры, больницы, авто-предприятия, имеющие на своей территории несколько корпусов различного назначения.

Для заказа услуги » проверки работоспособности систем противопожарной защиты » Вам достаточно просто позвонить по телефону 8 (495) 766-06-78 и согласовать с нами все пожелания или оставить заявку на сайте.

Все нужные организационные сложности мы возьмем на себя и предоставим вам готовый результат.

Составление и
выдача заключения

Экспертиза работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности

Экспертиза работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности представляет собой комплекс действий:

  • по определению фактических значений параметров работоспособности систем,
  • по их сопоставлению с требованиями соответствующих нормативов и ГОСТ.

Основа этого определения — понятие работоспособности, которое используется во многих действующих нормативно-правовых актах и трактуется ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» как способность объекта выполнять требуемые функции.

В случае неработоспособности система обеспечения пожарной безопасности, неспособна выполнять одну или более установленных назначением функций по виду применения. Это может быть обусловлено, как внутренними особенностями системы оборудования, так и некачественностью ее профилактического технического и производственного обслуживания.

Проверка работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности необходима как после монтажно-наладочных работ, при строительстве новых систем, так и в процессе эксплуатации существующих систем. Путать эту процедуру с техническим обслуживанием не надо – проверка систем пожарной защиты к ТО и ТР средств противопожарной защиты не имеет ни какого отношения.

Проверка работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности индивидуально регламентируется законом, отдельно аккредитовывается и обеспечивается специалистами.

Эксперты нашей компании имеют большой опыт проверок работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности и выдачи соответствующих документов. Мы гарантируем качественное выполнение работ, в соответствии стандарта ГОСТ, основанное на высоком профессионализме.

Если вы ищите специалиста для п ровероки работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности , Вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам нашего центра «ЦЭАиЭ». Высокий уровень квалификации и наличие специального образования, позволяют выполнять работы быстро и качественно, соблюдая все условия изменения законодательства.

Если у вас есть вопросы п роверке работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности , нуждающиеся в уточнении, Вы также можете обратиться за предварительной консультацией к специалистам «ЦЭАиЭ», используя контактную информацию .

Надеемся увидеть Вас в числе наших клиентов!

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

Экспертиза работоспособности систем и установок противопожарной защиты

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты направлена на соблюдение требований утвержденного Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) в части недопущения превышения значений допустимого пожарного риска на предприятиях и в организациях. Такая проверка регламентирована пунктом 61 Правил противопожарного режима. Документ обязывает руководителя организовать приказом общую проверку и оформить акт. При этом необходимо руководствоваться инструкцией на технические средства изготовителя систем и установок и национальными стандартами в этой области.

Обровольная систематическая и качественно выполненная проверка работоспособности систем противопожарной защиты, позволит повысить их надежность и вероятность недопущения превышения значений допустимого риска возникновения пожара на объектах защиты, в соответствии с установленным Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

ГОСТ Р 57974-2017 устанавливает требования и правила к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее — объект защиты) систем, средств и установок противопожарной защиты и их элементов

Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки следующих систем ППЗ:

  • автоматических установок пожаротушения;
  • автономных установок пожаротушения;
  • автономных устройств пожаротушения;
  • автоматической пожарной сигнализации;
  • систем оповещения и управления эвакуацией;
  • систем противодымной защиты;
  • внутренних противопожарных водопроводов.

Проверку работоспособности систем ППЗ организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании.

Проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией, по требованию стандарта проводится не реже 1 раза в квартал.

Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится с периодичностью не реже 1 раза в полгода.

Если вы ищите эксперта-аудитора, а именно эксперта в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), для проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты , Вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам нашего центра «ЦЭАиЭ» и получить всю интересующую информацию. тел. 8 495 766-06-78.

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

Проверка работоспособности систем противопожарной защиты

Для проведения работ по проверке систем противопожарной защиты, должна находиться следующая документация:

  • проектная документация;
  • акты ввода систем в эксплуатацию;
  • паспорта, техническая документация и/или сертификат на элементы, технические средства систем;
  • инструкции по эксплуатации систем;
  • акты проверки работоспособности систем;
  • акты о наличии неисправностей в системах;
  • журнал учета состояния неисправностей систем;
  • сертификат соответствия систем

Уточнить любые подробности, связанные с порядком оказания услуги «Проверка работоспособности систем противопожарной защиты», и ее стоимости, Вы можете по телефону 8 (495) 766-06-78, а также заполнив форму расположенную ниже.

Методика проведения проверки системы автоматического пожаротушения конспект

1 РАЗРАБОТАН Национальным исследовательским Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ), Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» (ВДПО), Ассоциацией «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (НСОПБ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2017 г. N 1794-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Автоматические системы противопожарной защиты (далее — системы) зданий и сооружений являются одним из наиболее эффективных средств противопожарной защиты объектов.

Систематическая и качественно выполненная проверка работоспособности систем позволит повысить их надежность и вероятность недопущения превышения значений допустимого риска на объектах защиты, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 г.) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Реализация положений настоящего стандарта направлена на обеспечение выполнения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» настоящий стандарт является нормативным документом по пожарной безопасности.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее — объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов (далее — системы ППЗ).

Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем ППЗ:

— автоматических установок пожаротушения;

— автономных установок пожаротушения;

— автономных устройств пожаротушения;

— автоматической пожарной сигнализации;

— систем оповещения и управления эвакуацией;

— систем противодымной защиты;

— внутренних противопожарных водопроводов;

— лестниц пожарных наружных стационарных и ограждений кровли;

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и документы:

абзац исключен. — Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.06.2020 N 249-ст

абзац исключен. — Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.06.2020 N 249-ст

ГОСТ 21.001 Система проектной документации для строительства. Общие положения

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ Р 1.1 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

абзац исключен. — Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.06.2020 N 249-ст

абзац исключен. — Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.06.2020 N 249-ст

ГОСТ Р 56935 Производственные услуги. Услуги по построению системы мониторинга автоматических систем противопожарной защиты и вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112»

Читать статью  Системы пожаротушения производственных площадей

абзац исключен. — Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 03.06.2020 N 249-ст

ГОСТ Р 57369 Производственные услуги. Термины и определения

СП 5.13130 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 10.13130 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочной стандарт, на которой дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которые дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56935, ГОСТ Р 57369, ГОСТ 21.001, ГОСТ 27.002, [1], [2], [3], СП 5.13130, СП 10.13130:

3.1 автоматическая пожарная сигнализация: Совокупность технических средств для обнаружения пожара, обработки, представления в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и/или выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и технических устройств.

3.2 автоматическая установка пожаротушения: Установка пожаротушения, автоматически срабатывающая, при превышении контролируемым фактором (факторами) пожара, установленных пороговых значений в защищаемой зоне.

3.3 автономная установка пожаротушения: Установка пожаротушения, автоматически осуществляющая функции обнаружения и тушения пожара независимо от внешних источников питания и систем управления.

3.4 автономное устройство пожаротушения: Стационарное техническое средство, предназначенное для тушения пожара, обеспечивающее выпуск огнетушащего вещества при срабатывании от воздействия опасных факторов пожара.

3.5 внутренний противопожарный водопровод: Совокупность трубопроводов и технических средств, обеспечивающих подачу воды к пожарным кранам.

3.6 проектная документация: Совокупность текстовых и графических документов, определяющих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические и иные решения проектируемого здания (сооружения), состав которых необходим для оценки соответствия принятых решений заданию на проектирование требованиям технических регламентов и документов в области стандартизации и достаточен для разработки рабочей документации для строительства.

3.7 проверка работоспособности систем (системы, элементов) обеспечения пожарной безопасности объекта: Подтверждение соответствия (несоответствия) систем (системы, элементов) обеспечения безопасности объекта, при котором проверяются значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции и их соответствие (несоответствие) требованиям законодательства, а также нормативной, технической и/или конструкторской (проектной) документации, стандарта организации, согласованного с профильным техническим комитетом и проводится лицом, имеющим оценку компетентности в соответствующей области, выполненной специалистом (экспертом-аудитором), с применением необходимого аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений.

3.8 работоспособность: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

3.9 сертификат соответствия: Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

3.10 система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: Совокупность технических средств, предназначенных для информирования людей о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

3.11 система противодымной защиты: Комплекс инженерных систем и технических средств, направленных на предотвращение или ограничение распространения продуктов горения в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасные зоны, или в течение всей продолжительности пожара.

3.12 стандарт организации: Документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, и согласованный с профильным техническим комитетом по стандартизации услуг в области обеспечения пожарной безопасности, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за которым закреплен мониторинг применения настоящего стандарта (далее — профильный технический комитет).

4 Общие требования

4.1 Проверку работоспособности систем ППЗ организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (далее — руководитель).

4.2 Цель (цели) проверки:

— подтверждение соответствия (несоответствия) работоспособности систем ППЗ;

— возможность продления сроков эксплуатации систем ППЗ.

5 Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов инструментального контроля

5.1 Проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже 1 раза в квартал.

5.2 Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже 1 раза в полгода.

5.3 Проверка средств огнезащиты на объекте проводится не реже 1 раза в год.

5.4 Проверка эксплуатационной пригодности лестниц пожарных наружных стационарных и ограждений кровли проводится не реже 1 раза в год по окончанию зимнего периода.

6 Порядок организации проверок

6.1 Приказом руководителя утверждается график проведения плановых проверок работоспособности систем ППЗ, с учетом периодичности, установленной настоящим стандартом.

Внеплановые проверки работоспособности систем ППЗ осуществляются по мере необходимости.

6.3 Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия (далее — сертификат), либо актом о наличии неисправностей в системах.

При подтверждении соответствия систем ППЗ показателям работоспособности с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, результаты оформляются актом проверки.

6.4 В случае выявления в ходе проведения проверки работоспособности систем ППЗ их неисправностей, либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем ППЗ.

Информация, размещенная в открытом доступе сетевого издания СМИ, является одним из индикаторов пожарной безопасности объекта защиты. Открытые данные предназначены для информирования граждан о состоянии пожарной безопасности посещаемых ими объектов защиты.

6.6 Испытания (измерения) систем ППЗ проводится с использованием аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений по методикам, изложенным в межгосударственных, национальных стандартах, стандартах организаций, а также в технической документации предприятий-изготовителей.

6.7 Методики проверки работоспособности систем ППЗ, изложенные в технической документации и/или стандарте организации предприятия-изготовителя, представляются на техническую экспертизу в секретариат профильного технического комитета.

На основании результатов экспертизы профильный технический комитет готовит заключение, которое направляет разработчику методики.

6.8 Проверка работоспособности системы ППЗ включает в себя следующие этапы:

— анализ нормативной, проектной и (или) технической документации, устанавливающей требования к смонтированной на объекте защиты системе ППЗ;

— осмотр системы ППЗ на объекте защиты;

— испытания (измерения) системы ППЗ. Оформление полученных (фактических) показателей протоколом (актом);

— анализ соответствия фактических показателей требуемым. Оформление результатов проверки работоспособности системы ППЗ в соответствии с 6.3.

7 Требования к технической документации

7.1 Для проведения работ по проверке работоспособности систем должна находиться следующая документация:

а) проектная документация;

б) акты ввода систем в эксплуатацию;

в) паспорта, техническая документация и/или сертификат на элементы, технические средства систем;

г) инструкции по эксплуатации систем;

д) акты проверки работоспособности систем;

е) акты о наличии неисправностей в системах;

ж) журнал учета состояния неисправностей систем;

и) сертификат соответствия систем ;

При наличии действующих сертификатов.

к) акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112» .

В случаях, предусмотренных Федеральным законодательством.

7.2 Порядок учета и хранения технической документации определяется руководителем.

[1] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

[2] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»

[3] Технический регламент Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»

[4] Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. N 2124 — 1 «О средствах массовой информации»

УДК 006.3: 006.354

Ключевые слова: проверка работоспособности, системы противопожарной защиты

Следование правилам пожарной безопасности и наличие на предприятии исправно работающей противопожарной защиты – обязательный пункт, регулирующийся законом.

Проверку исправности ППЗ и подготовку к проведению испытаний осуществляет собственник объекта. В ходе мероприятий определяют несоответствия фактических показателей установок международным или национальным требованиям. После получения результатов, продлевают срок эксплуатации системы ППЗ.

Руководитель предприятия организует проверку исправной работы ППЗ с помощью специалистов, находящихся в штате организации или после составления договорного документа с участием юристов.

Защита от огня — системы пожаротушения: виды, проектирование, монтаж, техническое обслуживание

Главная цель проведения испытаний – это определение исправного состояния и бесперебойного взаимодействия одной системы пожарной безопасности с остальными.

В снабжении защиты главную роль играют установки пожаротушения. Они должны пребывать в исправном состоянии: моментально срабатывать и быть безотказными. Для поддержания эксплуатации требуется регулярная профилактика, чтобы избежать неполадок.

В целях обеспечения надлежащей работы ППЗ проводят техническое обслуживание установок, состоящей из нескольких этапов и мероприятий. Все действия, направленные на работу с системой документируют.

Согласно документу о противопожарной безопасности, проводятся:

  • гидравлические испытания систем пожаротушения;
  • проверка наружных пожарных лестниц и ограждений кровли крыш;
  • анализ устройств дымоудаления и подпора воздуха;
  • проверка мгновенного срабатывания автоматических систем сигнализации;
  • проверка систем бесперебойного оповещения людей об очагах возгорания;
  • проверка автоматических установок пожаротушения.

Все разновидности модулей газового пожаротушения. Описание популярных моделей

Все мероприятия по проведению ППЗ регулируются документом РД 25 964-90. Разновидности мероприятий:

  1. 1. внешний осмотр;
  2. 2. профилактические работы;
  3. 3. проверка работоспособности.
Читать статью  Системы водяного пожаротушения: классификация, применение, испытания

По окончанию мероприятий определяют наличие неисправностей и повреждений:

  • протечка труб;
  • ржавчина на металлических частях;
  • разъединение элементов.

Внимание! Современные системы оснащены электроникой, поэтому внешний осмотр для них – лишь профилактика, требующая детального изучения.

Виды, классификация, принцип работы и нюансы обслуживания стационарных систем пожаротушения

  1. 1. Первый этап – поиск специалиста и подрядчика с необходимыми правами и технической базой. Обследование установки пожаротушения проводится совместно с владельцем или арендатором объекта. Техническое обслуживание проходит с анализом помещения, имеющихся оборудований и документаций.
  2. 2. После этого эксперт изучает имеющиеся материалы и переходит ко второму этапу – к изучению технологической составляющей. Сюда входят: трубопроводы, измерительные приборы и аппаратура, электрооборудование, запорная арматура.
  3. 3. Третий этап – проверка исправного состояния и свойства огнетушащего вещества. Электротехнической составляющей, как и сигнализации, акцентрируют большое внимание.
  4. 4. Четвёртый этап – замер сопротивления и контроль работоспособности источников электропитания (основной и резервный). По окончанию осмотра и детальной инспекции элементов начинается их профилактика. В момент которой обслуживание пожаротушения характеризуются как испытание.
  • плановое (согласно утверждённому графику);
  • внеплановое (при ложных срабатываниях и неисправностях).

Визуальный осмотр и проверку работоспособности подобных установок проводят 1 раз в месяц. Сроки профилактических мер устанавливаются после получения информации из эксплуатационных документов и остальных сведений от производителя.

Проведение соответствующих испытаний и мероприятий профилактики регламентируется законодательной базой и внутренними правилами предприятий, а также иных объектов, обязующихся нести ответственность за жизнь и здоровье людей.

ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Норма П.Б.

требования о проверке работоспособности СПЗ

Для начала, напомню всем, кто забыл и оповещу всех кто не знал, как именно проводились проверки СПЗ ранее. В первичном документе ППР (Правила противопожарного режима) была статья 61, которая, дословно, гласила следующее:

61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

В соответствии с этими требованиями ППР, подрядчик по техническому обслуживанию СПЗ и представитель заказчика организовывались вместе в одну комиссию и проверяли противопожарную автоматику один раз в квартал, о чем составляли Акт текущего комплексного опробования системы, и жили себе спокойно и безмятежно. Проверка была крайне простая – прошлись, посмотрели на подмигивающие пожарные извещатели на потолке, дернули ручник, послушали как звенит сирена или стандартный текст бубнит речевой оповещатель, проследили получение сигнала ПЦН (при наличии этого ПЦН) и все – порадовались, похвалили друг друга за прилежное отношение к своим обязанностям, подписали акт и разошлись. Не больно то хлопотно – раз в три месяца, не правда ли? Соответственно, цены на выполнение данного вида работ стали дешеветь все сильнее и сильнее и дошли до абсурда. Постепенно, оплата стала столь мала, что за такие деньги перестали делать даже эту нехитрую проверку!

Действительно, это же ТЕМА! Если ни хрЮна ничего не делать – только заполнять во время бумажки и отсылать друг другу по почте, на объекте даже не появляясь, то можно нахапать на госзаказе 300 – 400 объектов, получать за каждый тысячу-полторы каждый месяц и жить вполне себе в свое удовольствие. Конечно за такие деньги речи о каком то, пусть мало-мальски техническом контроле, ремонте или обслуживании речи идти не может, априори, но цена для Заказчика замечательная, лицензия МЧС у подрядчика в наличии и собственно ……все. Отсюда, как вы понимаете, все эти громкие пожарные дела, типа Зимней вишни, где системы противопожарной защиты не выполнили своего назначения. То ли их отключили, то ли просто декорация висела на потолках, а не работоспособная система СПЗ – это теперь только прокуратура разберет. Но вот ведь в чем шутка – кто то же эти системы обслуживал и деньги получал за это! Акты ведь составлялись ежеквартально о проверке работоспособности и акты эти подписывались представителями Заказчика и подрядной организации.

61. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.

На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Итак, документ утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2017 г. № 1794-ст.

Настоящий стандарт устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее — объект защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов (далее — системы ППЗ).

Требования стандарта распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем ППЗ:

  • автоматических установок пожаротушения:
  • автономных установок пожаротушения; (самострабатывающие модули, видимо)
  • автономных устройств пожаротушения; (самострабатывающие огнетушители, видимо)
  • автоматической пожарной сигнализации:
  • систем оповещения и управления эвакуацией:
  • систем протиеодымной защиты:
  • внутренних противопожарных водопроводов.

Теперь мы без проверки работоспособности, согласно настоящему ГОСТ, не сможем ни только выполнять регулярное ТО и ТР, но и корректно ввести в эксплуатацию вновь смонтированную систему. Смонтировали, провели пусконаладку – теперь проверить надо, в соответствии с национальным стандартом.

4.1 Проверку работоспособности систем ППЗ организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (далее — руководитель). То есть, требования о проверке работоспособности СПЗ относятся и к арендатору теперь ТОЖЕ. Отмазаться на том основании, что не собственник теперь не получится.

4.2 Цель (цели) проверки:

  • подтверждение соответствия (несоответствия) работоспособности систем ППЗ:
  • возможность продления сроков эксплуатации систем ППЗ.
  1. Периодичность проведения проверки работоспособности систем ППЗ с

использованием методов инструментального контроля

5.1 Проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже 1 раза в квартал.

5.2 Проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже 1 раза в полгода. Как видите, цель проверки не только убедиться в работоспособности, но и определить возможность продления сроков эксплуатации систем СПЗ. То есть, если в составе системы применяются устаревшие морально или с просроченным сроком эксплуатации составляющие приборы и детали, то проверка обязана выявить этот факт и принять определение оставить все как есть и эксплуатировать систему далее, либо принять решение о невозможности продления срока эксплуатации СПЗ. Вот так – не больше и не меньше. А, скажите мне, кто может взять на себя ответственность и продлить срок эксплуатации дымового пожарного извещателя, к примеру, если сроки наработки на отказ, согласно паспорта на извещатель, установлены производителем в пределах 60000 часов эксплуатации? Если исполнитель гарантирует только 60000 часов бесперебойной работы, а потом он уже ничего не гарантирует. А система пожарной сигнализации должна работать бесперебойно, не отказывать, и позаботиться об этом обязан, согласно п. 61 ППР, руководитель предприятия. Какое такое продление срока эксплуатации системы СПЗ может быть, если основные комплектующие узлы системы отработали свое гарантированное время эксплуатации? Кто на себя это возьмет? Глупости! Только капитальный ремонт с заменой оборудования! Однозначно!

Опять, заметьте, как в первой версии ППР, документом устанавливается точная периодичность проверок.

6.1 Приказом руководителя утверждается график проведения плановых проверок работоспособности систем ППЗ. с учетом периодичности установленной настоящим стандартом. Ну собственно, сколько написано в п.5.1 и 5.2 столько и есть.

Внеплановые проверки работоспособности систем ППЗ осуществляются по мере необходимости. График проверок утверждает руководитель – это что-то новенькое. Хотя опять же, все согласно ГОСТ. Следовательно, ничего нового не будет. Просто лишний приказ надо будет написать.

– просто физическое лицо – эксперт-аудитор с дипломом или аттестатом, в штате предприятия;

– юридическое лицо, являющееся экспертной организацией. В этом случае на службе этого юридического лица должны быть и эксперты-аудиторы и специалисты-испытатели;

– индивидуальный предприниматель (ИП), который также может лично получить диплом (аттестат) и заниматься оказанием услуг. Но, обращаю Ваше внимание – у ИП также должно иметься в своем штате и эксперты-аудиторы и специалисты-испытатели;

Ну вот теперь и решите для себя – как проще оформиться, так чтобы услуги были востребованы.

6.3 Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме документа строгой отчетности системы сертификации Росстандарта – сертификата соответствия (далее — сертификат), либо актом о наличии неисправностей в системах.

С участием экспертов-аудиторов, состоящих в штате предприятия, все проще – подписывается комиссионный акт проверки работоспособности и все на этом. Вся комиссия видела, что система работала. Вчера вот работала, а сегодня почему то не работала – техника, что с нее взять! Что могут сделать физическому лицу-эксперту? Какие санкции? Он просто наемный работник. Только уволить и лишить гордого звания эксперта-аудитора. А вот с руководителя предприятия-собственника объекта, на котором работал этот эксперт, в соответствии с п. 61 ППР спросят по полной! Дело то в том, что техника конечно может сегодня работать, а завтра отказать – на то она и техника. Но если, извиняюсь, у Вас на объекте извещателей или оповещателей установлено меньше чем необходимо по нормам, то этот факт и после пожара будет установлен. И обрывки проводов будут проверены на соответствие требуемой марки и степени горючести и степени дымообразующей способности. А так же будет произведена выемка из независимой памяти приборов (скачивание) информация о событиях в системе. И вот по этой информации будет восстановлен абсолютно точно по времени, алгоритм действия системы во время пожара. Ну а потом – разбор полетов. Если что не так, то, как говориться, от тюрьмы и от сумы….. В общем, все будет зависеть от наличия жертв людей при пожаре и от степени нанесенного ущерба.

Читать статью  Модули газового пожаротушения (МГП)

6.4 В случае выявления входе проведения проверки работоспособности систем ППЗ их неисправностей, либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем ППЗ.

6.6 Проверка работоспособности систем ППЗ проводится с использованием аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений по методикам, изложенным в межгосударственных, национальных стандартах, стандартах организаций, а также в технической документации предприятий-изготовителей. Про поверенное оборудование мы все (лицензированные предприятия) хорошо знаем – у всех оно есть или в собственности или в аренде, так как иначе не было бы у нас лицензий МЧС. Какие то методики существуют уже, разработанные ВНИИПО, какие то могут быть разработаны самими экспертными организациями (написано -стандартах организаций), а какие то записаны в инструкциях изготовителей оборудования. Тут ничего такого.

6.7 Методики проверки работоспособности систем ППЗ. изложенные в технической документации и/или стандарте организации предприятия изготовителя, представляются на техническую экспертизу в секретариат ТК 001.

На основании результатов экспертизы ТК 001 готовит заключение, которое направляет разработчику методики. Собственно, временные методические рекомендации, разработанные ВНИИПО и утвержденные МЧС России для проверок средств ППЗ в 2014г., никто не отменял. Они уже утверждены, в надлежащем порядке – ими и надо пользоваться.

7.1 Для проведения работ по проверке работоспособности систем должна находиться следующая документация:

а) проектная документация;

б) акты ввода систем в эксплуатацию;

в) паспорта, техническая документация и/или сертификат на элементы, технические средства систем;

г) инструкции по эксплуатации систем;

д) акты проверки работоспособности систем;

е) акты о наличии неисправностей в системах;

ж) журнал учета состояния неисправностей систем;

и) сертификат соответствия систем’ 1 ;

7.2 Порядок учета и хранения технической документации определяется руководителем. Тут ничего нового – все как в многочисленных РД на выполнение ТО и ТР. Однако, написанный пункт позволяет экспертам-аудиторам проверить наличие перечисленной документации на объекте и внести замечание в акт, если документации не будет в надлежащем количестве.

Ну хорошо, скажете Вы, а когда это все начнется? Уже сейчас надо где то искать экспертов-аудиторов или есть у нас время какое то на раскачку? Спешу вам сообщить, что 2018 год (вернее уже его часть) как раз то самое время, когда надо определиться и что то начинать делать в этом направлении. С начала 2019 г., пожарная инспекция будет уже штрафовать за не исполнение пункта 61 ППР РФ. По этому, в четвертом квартале 2018г. надо бы проверку провести – это совет, и не тянуть особо со временем, так как возможно, надо будет где то что то устранять из замечаний. А комиссии с проверками могут пройти по территории России как волна – очень быстро. Вот махнет кто то шашкой на верху – и понеслась! Или сгорит еще что то значимое с жертвами, ущербом и освещениями событий в СМИ. Сразу лишение должностей, а те кто как то уцепились и не потеряли кресел сразу начнут лютовать. Ожидаемо – не правда ли? По этому, надо быть готовым, чтобы не застали врасплох.

В обеспечении пожарной безопасности объекта основную роль играют системы пожаротушения. Они должны срабатывать быстро и быть безотказными. Чтобы они были исправны их необходимо регулярно проверять и устранять выявленные неполадки. Для этого проводят техническое обслуживание систем пожаротушения. Оно состоит из нескольких этапов и множества мероприятий. Каждое из них подходят под определенный случай. Кроме того, все процессы, связанные с системами пожаротушения документируют.

Основные правила

Обслуживание пожаротушения (систем и установок) частично производит владелец или арендатор объекта. Руководитель предприятия назначает ответственное лицо, а его обязанности в данной сфере прописывает в должностную инструкцию. Большая часть работ по техническому обслуживанию проводит специализированная организация. С ней заключают договор, где прописывают условия вплоть до сроков выезда на объект в случае экстренного вызова.

Все работы регламентированы документом РД 25 964-90. Основная информация о сроках обслуживания, технических параметров содержится в эксплуатационных документах к системе пожаротушения либо ее элементам. После установки оборудования заполняют паспорт на систему, он также играет роль в проверках и их идентификации.

Виды работ

Различают следующие виды работ:

  1. внешний осмотр;
  2. профилактические работы;
  3. проверка работоспособности.

Внешний осмотр позволяет определить состояние систем пожаротушения с технической точки зрения. В процессе такого обслуживания системы специалист проводит визуальный осмотр всех элементов, узлов и агрегатов, может пользоваться измерительными приборами. Выявляют различные дефекты и повреждения: протечка труб, ржавчина на металлических частях, разъединение элементов и т.п.

Профилактические работы в рамках технического обслуживания необходимо проводить регулярно. Они предполагают прочистку труб, смазку механизмов, удаление ржавчины. Специалист должен уделить внимание неисправному оборудованию и сделать его замену. Важно, чтобы новые элементы были аналогичными по параметрам со старыми. Профилактика помогает предупредить возникновение неисправностей и дефектов в системах пожаротушения.

Проверка работоспособности – комплекс технических мер, направленный на проверку исправного функционирования системы. Так как современные системы автоматического пожаротушения оснащаются электроникой, то внешний осмотр, профилактика. Проверка работоспособности должны затрагивать не только технологическую часть, но и электротехническую с сигнализационной.

По регулярности проведения различают следующие типы обслуживания различных систем пожаротушения:

  1. плановое (согласно утвержденного графика);
  2. внеплановое (при ложных срабатываниях, неисправностях).

Визуальный осмотр и проверку работоспособности проводят минимум 1 раз в месяц. Сроки профилактических работ устанавливаются на основании информации из эксплуатационных документов и других данных от производителя.

Этапы работ

Первая задача – обязательный поиск подрядчика с соответствующими полномочиями и технической базой. Осмотры проходят в сопровождении представителя заказчика (владельца либо арендатора объекта).

Техническое обслуживание установок пожаротушения начинается с изучения объекта, оборудования и документации. Далее специалист проводит анализ полученных данных и приступает к осмотру технологической части. Как правило, к ней относят трубопроводы, измерительные приборы и аппаратура, электрооборудование, запорная арматура.

Затем проверяют состояние и свойства огнетушащего вещества. Электротехнической части уделяют много внимания, как и системам сигнализации. Делают также замер сопротивления и контролируют работоспособность всех источников электропитания. Последних обычно два – основной и резервный. Профилактические работы – промежуточный и важный этап всего процесса технического обслуживания.

После осмотра и точечной проверки всех элементов наступает очередь профилактики. На этом этапе техническое обслуживание различных установок пожаротушения представляет собой своеобразные испытания.

Даже после всех необходимых замеров и осмотров часто выявляют неисправности в работе. Тогда возможен ремонт с устранением дефектов и заменой неисправных частей.

Заканчивается обслуживание составлением документации о проведенных работах. В конце специалист утверждает результат с заказчиком и дает консультации. Иногда оборудование устаревает и его нужно заменить, могут появиться вопросы о других частях системы. Все работы и консультации по техническому обслуживанию должны соответствовать нормативным документам.

Особенности для различного оборудования

Так как устройство систем пожаротушения во многом зависит от вида огнетушащего вещества, то обслуживание водяного пожаротушения будет отличаться от проверки и осмотра газового варианта. Специалист должен быть компетентным в этих вопросах и знать нюансы функционирования и устройства каждого типа.

Техническое обслуживание водяных установок и систем подразумевает регулярное определение уровня воды в резервуаре. Проверяющий в ходе технического обслуживания систем и установок водяного пожаротушения фиксирует данные об этом в отдельном журнале. Если уровень огнетушащего вещества значительно изменился без видимой причины, то есть большая вероятность обнаружения протечки бака либо трубопровода.

Каждый месяц проводят проверку насосной станции, каждые 2 недели необходимо запускать насосное оборудование. В системах водяного пожаротушения каждый год проверяют на исправность манометры, с той же периодичностью проводят ревизии пневмобака.

В обслуживание порошкового пожаротушения помимо стандартных работ входит ежемесячное определение давления в баллонах. Данные сопоставляют с нормативными, как и качество порошковой смеси, сроки проверок которой указаны в технической документации. После активации баллонов с огнетушащим веществом прибегают к продуванию емкостей азотом с целью очистки.

Обслуживание систем газового пожаротушения также имеет свои особенности. Количество огнетушащего вещества обычно определяют с помощью взвешивания. Есть и другой вариант – контроль давления. Есть разница в этом процессе для модульных и централизованных систем.

После срабатывания делают заправку газовым огнетушащим веществом, газом-пропеллентом, производится замена вышедших из строя элементов (пиропатронов, модулей). Техническое обслуживание газового пожаротушения предполагает осмотр для выявления пломб, маркировки модуля, устройств от самопроизвольного запуска систем и установок.

Документация

На предприятии должны быть основные документы. График обслуживания в установленное время составляют заранее, если введена новая установка, то в него вносят изменения. Создают регламент проведения таких работ. После каждого обслуживания составляют акт приема-передачи, а данные заносят в журнал. Формы основных документов представлены в приложениях к РД 25 964-90.

Читайте также:

  • Дифференциация звуков ч щ конспект занятия 2 класс
  • Основные причины возникновения и распространения пожаров в зданиях конспект
  • Літаратура эпохі сярэднявечча 10 класс конспект
  • Удивительный мир слов строгий управляющий конспект урока
  • Конспект урока описание внешности человека 6 класс

Источник https://www.ceae-ocenka.ru/okazyvaemye-uslugi/uslugi-ekspertizyi/ekspertiza-inzhenernyix-sistem-i-kommunikaczij/protivopoz-zashhit.html

Источник https://obrazovanie-gid.ru/konspekty/metodika-provedeniya-proverki-sistemy-avtomaticheskogo-pozharotusheniya-konspekt.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *