Все о чугунных задвижках

Все о чугунных задвижках

При проектировании абсолютно любого трубопровода очень важно предусматривать монтаж запчастей, которые позволят полностью перекрыть либо частично ограничить поток рабочего состава/вещества. Для решения данного вопроса обычно задействуют специальный кран или вентиль. Также можно воспользоваться высокопрочной чугунной задвижкой. О подобных изделиях поговорим в сегодняшней статье.

Общее описание

Задвижка представляет собой одну из разновидностей крепких и надежных запорных арматур. Ее можно использовать при монтаже различных трубопроводных систем. Посредством качественной чугунной задвижки появляется возможность регулировки потока рабочего вещества. При необходимости его поступление можно перекрыть полностью.

Высокопрочные задвижки, в производстве которых используется чугун, могут эксплуатироваться в средах как с газообразными, так и с жидкими или сыпучими веществами. Их химическая активность может быть различной, как и уровень вязкости.

Одно из главных достоинств современных чугунных задвижек заключается в максимальной простоте конструкции. Главная составляющая корпусной части этих деталей устанавливается непосредственно в магистраль посредством муфтового или фланцевого крепежа.

Чтобы закрепилась крышка, задействуются прочные болтовые или винтовые компоненты.

Среди других важных преимуществ чугунных задвижек можно выделить следующие.

  • Подобные вещи характеризуются высокими техническими показателями. Исходя из конкретного назначения задвижек, они могут эксплуатироваться на фоне температурных значений от –60 до 565 градусов Цельсия. Диапазон давления при этом может представляться такими значениями: 0,16-25 МПа.
  • Задвижки из чугуна отличаются универсальностью. Эти устройства могут беспроблемно функционировать в трубопроводных системах абсолютно любых типов с диаметром от 15 до 2000 мм.
  • Для рассматриваемых изделий характерны очень высокие гидравлические параметры. Подборка подходящих стальных задвижек происходит в соответствии со значением внутреннего диаметра труб. Поскольку указанные величины подчиняются определенным стандартам, устройство не может повлиять на показатели гидравлического сопротивления. Благодаря плавным движениям заслонок в ходе перекрытия поступления рабочей среды полностью исключается риск провоцирования гидроудара.
  • Чугунные задвижки являются ремонтопригодными. Даже если имеет место серьезный износ запорных компонентов либо прокладок, их можно без лишних проблем заменить на новые.
  • Задвижки из чугуна отличаются продолжительным сроком эксплуатации. Все главные составляющие указанных конструкций производятся из надежных и высокопрочных материалов, адаптированных к использованию в той или иной рабочей среде.

Современные задвижки, изготовленные из чугуна, имеют не только достоинства, но и свои недостатки. Ознакомимся с самыми серьезными из них.

  • Чугун является материалом, который способен недостаточно эффективно противостоять образованию разрушительной коррозии. С течением времени поверхность чугунных компонентов непременно обрастает известью, а также раковинами, после чего ржавеет. Такие события могут привести к проблемам с герметичностью в ходе закрытия поступающей рабочей среды.
  • Рассматриваемые предметы имеют довольно большой вес.
  • Поскольку чугун относится к категории сравнительно хрупких материалов, в случае очень сильных ударов изделия из него могут получить серьезные повреждения.
  • Существуют и бюджетные разновидности чугунных задвижек. В подобных изделиях обычно имеется дешевое сальниковое уплотнение, которое может в короткие сроки выйти из строя.

Технические характеристики

Ознакомимся с основными техническими характеристиками, которыми обладают современные задвижки из чугуна.

  • Размеры запорных деталей обязательно должны отвечать характеристикам систем трубопровода. Все необходимые нормативы установлены в ГОСТ 9698.86, 3706-93. Размерные показатели прохода могут составить от 40 до 2000 мм, а показатели условного давления – 160-2500 кПа.
  • Что касается параметра длины чугунных задвижек, то здесь актуальным является значение 140-550 мм.
  • Показатели температур для эффективного функционирования рассматриваемых изделий в водоснабжающих системах, а также на производствах могут составить от -15 до +565 градусов Цельсия.
  • Средний срок службы запчастей из чугунного сплава составляет примерно 8 лет. Эти предметы оптимально подходят для перемещения самых разных сред.

Маркировка современных чугунных задвижек с клиновым элементом прорезиненного типа проводится в соответствии с ГОСТ 52760-2007, а также специальными таблицами. В марке рассматриваемых изделий отражается следующая важная информация о них:

  • наименование их производителя;
  • показатели номинального давления;
  • габариты условного прохода;
  • климатические параметры чугунной задвижки;
  • наличие и вид привода изделия.

Маркировки задвижек проставляются и на передних, и на задних поверхностях корпусной части.

Обзор видов

Существует много разных видов задвижек, произведенных из чугуна. Разделение этих предметов осуществляется по ряду основных критериев, к примеру, по типу их конструкции, по показателям давления, диаметру, способу управления. Рассмотрим подробно, какими особенностями обладают разные задвижки из чугунного сплава.

По типу конструкции

Исходя из типа устройства, запорные детали из чугуна подразделяются на такие разновидности:

  • клиновые;
  • параллельные;
  • шиберные.

Во фланцевых вариантах параллельного вида все седельные компоненты располагаются параллельно друг к другу. В конструкции затворного механизма здесь имеется 2 дисковые детали. Чтобы достичь необходимого закрытого состояния, запчасти посредством особого клина стягиваются к седлам, приостанавливая таким образом прохождение химических или смесей газового типа.

В клиновых разновидностях седла во внутренней полости корпуса располагаются под наклоном. Элемент затвора выполняется в виде клина, сделанного из плотного состава. Также эта составляющая может состоять из двух дисковых компонентов. Чугунные задвижки с клином прорезиненного типа чаще всего задействуются в тех конструкциях, которые требуют обязательной повышенной герметичности.

Строение шиберной задвижки во многом походит на экземпляр параллельного типа, но при этом в нем имеется только 1 запорный дисковый компонент. Конструкция этой запчасти идеально подойдет для трубопроводов с односторонним перемещением сред, не нуждающихся в повышенных характеристиках герметичности.

Устройство устанавливают в системах, что перемещают канализационные воды, а также шламовые составы или пульпы.

По давлению

Чугунные задвижки разделяются и по разрешенным показателям давления. Существуют такие виды:

Экземпляры, работающие под действием высокого давления, отличаются шарообразным строением. Те задвижки, которые рассчитаны на среднее давление, оснащаются корпусами овальной формы. Для низкого давления применяются задвижки плоского устройства.

По диаметру

По диаметру современные запорные детали из чугунного сплава разделяются на такие виды:

  • полнопроходные;
  • суженные.

Гидросопротивление полнопроходных вариантов является уменьшенным. Этот фактор гарантируется максимально верной подгонкой показателей диаметров трубных деталей и задвижек.

Что же касается деталей с зауженным диаметром, то здесь диаметр оказывается меньшим, нежели проем трубопровода. Такое решение влияет на рост гидронапряжения, но уменьшает износ уплотняющих компонентов.

Типы чугунных задвижек

Чугунные задвижки — один из видов запорной арматуры, предназначенный для перекрытия потока жидкости или газа. Самыми распространенными являются задвижки, корпус которых изготовлен из чугуна. Такие задвижки отличаются низкой стоимостью и хорошими литейными свойствами исходного материала. О других видах задвижек вы можете прочитать в нашей статье «Типы задвижек». Эксплуатационные требования в трубопроводных системах различаются, поэтому в зависимости от конкретных условий применяются разные типы задвижек.

Устройство чугунной задвижки

Основные конструктивные элементы двух распространенных типов задвижек — с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Конструкция чугунной задвижки включает следующие элементы:

  • Маховик — устройство ручного привода. Его вращение, посредством шпинделя 2, поднимает и опускает клин 6, являющийся запорным элементом. В нижнем положении он садится на седло корпуса 5 и герметично прикрывает проток присоединительного патрубка 8.
  • Шпиндель — производит подъем и опускание клина 6. В конструкции с выдвижным шпинделем, при вращении маховика 1, шпиндель выдвигается из крышки 4 вверх, поднимая за собой клин 6. При этом увеличивается габарит устройства. В конструкции с недвижным шпинделем, при его вращении, клин 6 передвигается по его резьбе. Минусом такой конструкции является то, что шпиндель все время находится внутри корпуса 5 в среде рабочей жидкости или газа и подвергается разрушающему воздействию этой среды.
  • Сальниковый узел — служит для уплотнения шпинделя 2 и крыши 4, предотвращая проникновение рабочей среды в окружающее пространство.
  • Крышка — предназначена для опоры шпинделя 2, размещения сальникового узла 3 и герметизации рабочих объемов задвижки. Для возможности доступа к внутреннему устройству задвижки в целях осмотра, обслуживания и ремонта, крышка 4 крепится к корпусу 5 при помощи болтов или шпилек.
  • Корпус — конструктивно является одним целым с присоединительным парубком 8 и оборудован седлом для посадки клина 6. Внутри корпуса располагаются все узлы и детали задвижки.
  • Клин — запорный элемент. Посредством шпинделя 2 клин поднимается с седла корпуса 5 или опускается на него, в результате чего проток присоединительного парубка 8 открывается или закрывается. Помимо клина применяются другие формы запорных элементов — параллельная, шиберная.
  • Уплотнительная поверхность — служит для надежного и износостойкого запирающего соединения клина 6 и седла корпуса 5. Изготавливается из стойких к химическим воздействиям и перепадам температур материалов, например, нитриловой или кремнийорганической резины, этиленпропилендиенового каучука, эластомеров для горячих сред. Некоторые типы задвижек устроены без уплотнительных поверхностей.
  • Присоединительный патрубок — используется для соединения со входящим и выходящим плечами трубопровода.

В устройстве чугунной задвижки могут применять дополнительные конструктивные решения, призванные изменить ее эксплуатационные характеристики, влияющие на стоимость. Одна из таких модификаций — использование автоматизированного привода подъема и спуска запорного элемента вместо ручного, позволяет устанавливать задвижку в систему автоматического управления трубопроводами.

Установка чугунной задвижки

Проведение монтажа или демонтажа чугунной задвижки требует выполнения ряда требований и операций. Основные из них:

  • Персонал, производящий работы, должен быть аттестован на знание норм и правил охраны труда, оснащен защитной одеждой и инструментом, иметь опыт установки устройств запорной арматуры.
  • Перед началом установки нужно произвести визуальный осмотр внешних и внутренних частей корпуса задвижки и проконтролировать ее работоспособность, проделав три цикла работы затвора.
  • Перед установкой, резьбу шпинделя нужно смазать в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.
  • Подвешивание задвижки можно осуществлять только согласно схеме строповки в эксплуатационной документации. Для задвижек большой массы необходимо предусмотреть опору на месте установки, чтобы снять нагрузку с трубопровода.
  • Выполнить отключение и сброс давления в трубопроводе.
  • Выполнить промывку системы водой.
  • Произвести очистку места установки от посторонних предметов и грязи.
  • Подвести задвижку к присоединительным фланцам.
  • Вставить предусмотренные инструкцией элементы крепежа в отверстия фланцев, установить необходимые уплотнительные устройства и материалы на стыки.
  • Произвести затяжку крепежа специальным инструментом в том порядке и с тем усилием, которые указаны в эксплуатационной документации. После этого задвижку можно освободить от вспомогательных элементов крепления при монтаже.

Марки чугунных задвижек

Марки или модели чугунных задвижек устанавливаются Стандартом СТ ЦКБА 036-2017. Подраздел 3.7 «Задвижки» в таблице 7 содержит перечень марок задвижек с наименованиями, перечнем типоразмеров, ссылками на конструкторскую документацию и ТУ или ГОСТ на изготовление и поставку. В этой же таблице приводятся краткие технические характеристики чугунных задвижек. Расшифровку основных параметров задвижек можно произвести по обозначению ее фигуры с помощью СТ ЦКБА 023-2015.

Согласно этому, для чугунных задвижек:

  • Тип арматуры, например, задвижка — 30.
  • Материал корпуса, например, чугун серый — ч.
  • Тип привода. Если кроме ручного управления другого привода нет, код не указывается.
  • Порядковый номер — присваивается регистрирующей организацией.
  • Материал уплотнительных колец, например, латунь и бронза — бр.
  • Исполнение. Цифра указывает вариант исполнения.

Рассмотрим пример из СТ ЦКБА 036-2017: Задвижка параллельная, двухдисковая, t до +225°С. Фигура 30ч6бр:

  • Материал — серый чугун
  • Привод — ручной
  • Материал уплотнительных колец — латунь и бронза

Номинальное давление 10 кгс/см². Номинальные диаметры DN: 50, 80, 100. Порядок маркировки чугунных задвижек в производстве регламентируется ГОСТ 4666-2015.

Приобрести чугунные задвижки вы можете в интернет-магазине «Промышленная Автоматизация». Инженеры отдела продаж помогут вам с выбором, проконсультируют по возникшим вопросам эксплуатации и ухода.

Оставить заявку или получить обратную связь вы можете написав нам на info@industriation.ru или позвонив по бесплатному номеру 8 800 550-72-52. Специалисты отдела продаж подберут оборудование, проконсультируют по возникшим вопросам и проконтролируют поставку.

Источник https://stroy-podskazka.ru/chugun/izdeliya/zadvizhka/

Источник https://industriation.ru/chugunnie-zadvizhki/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *