условные обозначения для задвижек
Задвижки – это трубопроводная арматура, предназначенная для перекрытия потока рабочей среды. Условные обозначения задвижек позволяют идентифицировать их основные характеристики, такие как тип, условный проход, номинальное давление и дополнительные параметры. Правильное понимание этих обозначений необходимо для правильного подбора и эксплуатации задвижек.
Условные обозначения задвижек играют важную роль в технической документации, спецификациях и маркировке изделий. Они позволяют однозначно идентифицировать основные характеристики задвижек, такие как тип конструкции, размер, рабочие параметры и дополнительные особенности. Правильное понимание и использование условных обозначений необходимо для корректного подбора, эксплуатации и обслуживания задвижек.
Условные обозначения задвижек регламентируются государственными стандартами и отраслевыми нормативными документами. В Российской Федерации основным стандартом, определяющим условные обозначения задвижек, является ГОСТ 5762-2012 «Задвижки чугунные, стальные и из ковкого чугуна. Общие технические условия».
Условное обозначение задвижки состоит из следующих основных элементов⁚
- Обозначение типа задвижки (например, ЗКл ౼ задвижка клиновая, ЗШ ‒ задвижка шиберная)
- Обозначение условного прохода (например, Ду50 ౼ условный проход 50 мм)
- Обозначение номинального давления (например, Ру16 ‒ номинальное давление 16 кгс/см²)
- Дополнительные обозначения (например, С ౼ с выдвижным шпинделем, М ౼ с маховиком)
В дополнение к основным элементам условного обозначения могут использоваться и другие символы и сокращения, указывающие на специальные характеристики или особенности задвижки. Например, наличие букв «Э» или «И» в обозначении указывает на то, что задвижка предназначена для эксплуатации в условиях низких или высоких температур соответственно.
Правильное использование условных обозначений задвижек позволяет обеспечить точную и однозначную идентификацию изделий, облегчает их подбор и эксплуатацию, а также способствует повышению безопасности и надежности трубопроводных систем.
Обозначения типов задвижек
Условные обозначения типов задвижек позволяют идентифицировать конструктивные особенности и принцип действия изделия. В маркировке задвижек используются следующие основные обозначения⁚
- ЗКл ‒ задвижка клиновая. Наиболее распространенный тип задвижек, в которых запирающий элемент имеет клиновидную форму и перемещается перпендикулярно направлению потока рабочей среды.
- ЗШ ౼ задвижка шиберная. В шиберных задвижках запирающий элемент представляет собой плоский шибер, который перемещается параллельно направлению потока рабочей среды.
- ЗП ‒ задвижка параллельная. В параллельных задвижках запирающий элемент состоит из двух параллельных дисков, которые перемещаются перпендикулярно направлению потока рабочей среды.
- ЗМ ‒ задвижка мембранная. В мембранных задвижках запирающий элемент выполнен в виде гибкой мембраны, которая прижимается к седлу под действием давления рабочей среды.
- ЗГ ౼ задвижка пробковая. В пробковых задвижках запирающий элемент имеет форму усеченного конуса и поворачивается вокруг своей оси для открытия или закрытия прохода.
Помимо основных типов задвижек существуют также и другие, более специализированные конструкции, которые обозначаются соответствующими символами. Например, задвижки с выдвижным шпинделем обозначаются буквой «С», а задвижки с электроприводом ౼ буквой «Э».
Правильное обозначение типа задвижки в условном обозначении позволяет однозначно определить ее конструктивные особенности и принцип действия, что необходимо для правильного подбора и эксплуатации изделия.
Обозначение условного прохода
Условный проход (Ду) задвижки – это диаметр отверстия в корпусе, через которое проходит рабочая среда. Обозначение условного прохода в условном обозначении задвижки имеет большое значение, так как оно определяет пропускную способность изделия.
Условный проход задвижек указывается в миллиметрах и обозначается буквой «Ду» (например, Ду50, Ду100, Ду150). В некоторых случаях условный проход может обозначаться в дюймах, например, DN50, DN100, DN150.
При выборе задвижки необходимо учитывать условный проход трубопровода, на котором она будет установлена. Условный проход задвижки должен быть равен или больше условного прохода трубопровода. В противном случае задвижка будет создавать дополнительное сопротивление потоку рабочей среды, что может привести к снижению производительности системы.
Помимо основного условного прохода, некоторые задвижки имеют также и дополнительные условные проходы, которые используются для подключения вспомогательных устройств, таких как манометры, датчики давления или системы управления. Дополнительные условные проходы обозначаются в условном обозначении задвижки отдельными символами, например, Ду10х2 или Ду15х3.
Правильное обозначение условного прохода в условном обозначении задвижки позволяет однозначно определить пропускную способность изделия и подобрать задвижку, соответствующую требованиям конкретной системы.
Обозначение номинального давления
Номинальное давление (PN) задвижки – это максимальное давление рабочей среды, на которое рассчитано изделие. Обозначение номинального давления в условном обозначении задвижки имеет большое значение, так как оно определяет область применения изделия;
Номинальное давление задвижек указывается в килограммах на квадратный сантиметр (кгс/см²) или в мегапаскалях (МПа) и обозначается буквами «PN» (например, PN10, PN16, PN25). В некоторых случаях номинальное давление может обозначаться в фунтах на квадратный дюйм (psi), например, ANSI150, ANSI300, ANSI600.
При выборе задвижки необходимо учитывать номинальное давление трубопровода, на котором она будет установлена. Номинальное давление задвижки должно быть равно или больше номинального давления трубопровода. В противном случае задвижка может не выдержать давления рабочей среды и выйти из строя.
Помимо основного номинального давления, некоторые задвижки имеют также и дополнительные номинальные давления, которые указывают на возможность применения изделия в различных условиях эксплуатации. Например, задвижка может иметь номинальное давление PN10 для воды и PN6 для пара.
Правильное обозначение номинального давления в условном обозначении задвижки позволяет однозначно определить область применения изделия и подобрать задвижку, соответствующую требованиям конкретной системы.