все задвижки и их маркировка
Типы задвижек
Задвижки ⸺ это запорные устройства, используемые в трубопроводах для перекрытия потока рабочей среды․ Различают несколько основных типов задвижек, каждый из которых обладает своими конструктивными особенностями и областью применения⁚
- Клиновые задвижки
- Параллельные задвижки
- Шиберные задвижки
- Шланговые задвижки
- Мембранные задвижки
Выбор типа задвижки зависит от характеристик рабочей среды, условий эксплуатации и требований к герметичности и долговечности․
Конструктивные особенности задвижек
Конструктивно задвижки состоят из следующих основных элементов⁚
- Корпус ⸺ неподвижная часть задвижки, в которой размещаются все остальные элементы․
- Крышка ⎯ подвижная часть задвижки, которая перемещается перпендикулярно оси трубопровода и перекрывает поток рабочей среды․
- Затвор ⸺ элемент крышки, который непосредственно перекрывает поток рабочей среды․
- Уплотнения ⸺ элементы, обеспечивающие герметичность задвижки между затвором и корпусом․
- Шпиндель ⎯ вал, который соединяет крышку с приводом и обеспечивает ее перемещение․
- Привод ⎯ механизм, который приводит в действие шпиндель и перемещает крышку․
В зависимости от типа задвижки конструктивные особенности отдельных элементов могут варьироваться․ Например, в клиновых задвижках затвор имеет клиновидную форму, а в параллельных задвижках ⸺ параллельные уплотнительные поверхности․
Также задвижки могут оснащаться различными дополнительными элементами, такими как⁚
- Обводная линия ⎯ дополнительный трубопровод, который позволяет перенаправить поток рабочей среды в обход задвижки во время ее обслуживания или ремонта․
- Индикатор положения ⎯ устройство, которое показывает положение затвора (открыто/закрыто)․
- Блокировка ⸺ устройство, которое предотвращает несанкционированное открытие или закрытие задвижки․
Выбор конструктивных особенностей задвижки определяется условиями эксплуатации и требованиями к ее работе․
Материалы изготовления задвижек
Материалы изготовления задвижек подбираются в зависимости от характеристик рабочей среды, условий эксплуатации и требований к их долговечности и надежности․ Наиболее распространенными материалами для изготовления задвижек являются⁚
- Чугун ⎯ прочный и коррозионностойкий материал, который используется для изготовления задвижек для трубопроводов с неагрессивными рабочими средами․
- Сталь ⎯ прочный и износостойкий материал, который используется для изготовления задвижек для трубопроводов с агрессивными рабочими средами и высокими давлениями․
- Нержавеющая сталь ⸺ коррозионностойкий материал, который используется для изготовления задвижек для трубопроводов с агрессивными рабочими средами и высокими температурами․
- Бронза ⸺ коррозионностойкий и износостойкий материал, который используется для изготовления задвижек для трубопроводов с морской водой и другими агрессивными средами․
- Пластик ⎯ легкий и коррозионностойкий материал, который используется для изготовления задвижек для трубопроводов с неагрессивными рабочими средами и низкими давлениями․
Помимо основных материалов, для изготовления отдельных элементов задвижек могут использоваться и другие материалы, такие как⁚
- Резина ⎯ для изготовления уплотнений․
- Фторопласт ⸺ для изготовления уплотнений и подшипников․
- Латунь ⸺ для изготовления арматуры и деталей привода․
Выбор материалов изготовления задвижки определяется условиями эксплуатации и требованиями к ее работе․
Маркировка задвижек
Маркировка задвижек наносится на их корпус и содержит следующую информацию⁚
- Наименование или товарный знак производителя
- Условный проход (Ду) ⎯ диаметр проходного сечения задвижки в миллиметрах․
- Условное давление (Ру) ⸺ максимальное давление рабочей среды, при котором допускается эксплуатация задвижки, в килограммах на квадратный сантиметр (кгс/см²)․
- Тип задвижки ⎯ клиновая, параллельная, шиберная и т․д․
- Материал корпуса ⸺ чугун, сталь, нержавеющая сталь и т․д․
- Материал уплотнений ⎯ резина, фторопласт и т․д․
- Направление потока рабочей среды ⎯ указывается стрелкой на корпусе задвижки․
- Дата изготовления
- Номер партии
- Знак соответствия ГОСТ или ТУ
Помимо основной маркировки, на задвижках могут также указываться дополнительные сведения, такие как⁚
- Температурный диапазон эксплуатации
- Класс герметичности
- Тип привода (ручной, электрический, пневматический и т․д․)
- Дополнительные технические характеристики
Маркировка задвижек позволяет идентифицировать их тип, технические характеристики и условия эксплуатации․ Это важно для правильного подбора, монтажа и обслуживания задвижек․
Выбор задвижек
Выбор задвижек осуществляется на основании следующих основных критериев⁚
- Характеристики рабочей среды ⸺ тип рабочей среды (жидкость, газ, пар), ее температура, давление и агрессивность․
- Условия эксплуатации ⎯ место установки (в помещении или на открытом воздухе), наличие вибраций, сейсмических нагрузок и т․д․
- Требования к герметичности ⎯ класс герметичности задвижки должен соответствовать требованиям технологического процесса․
- Требования к долговечности ⸺ срок службы задвижки должен соответствовать сроку эксплуатации трубопровода․
- Стоимость ⎯ стоимость задвижки должна быть экономически обоснована․
При выборе типа задвижки следует учитывать следующие рекомендации⁚
- Для перекрытия потока чистых жидкостей и газов при небольших давлениях и температурах рекомендуется использовать клиновые задвижки․
- Для перекрытия потока вязких и загрязненных сред, а также при высоких давлениях и температурах рекомендуется использовать параллельные задвижки․
- Для перекрытия потока сыпучих и абразивных материалов рекомендуется использовать шиберные задвижки․
- Для перекрытия потока в трубопроводах большого диаметра рекомендуется использовать шланговые задвижки․
- Для перекрытия потока в трубопроводах с высокими требованиями к герметичности рекомендуется использовать мембранные задвижки․
Также при выборе задвижек следует обращать внимание на материал корпуса и уплотнений, тип привода и наличие дополнительных функций (например, байпаса)․