Задвижка с электроприводом: конструкция, принцип работы и сфера применения
Задвижки с электрическим приводом — тип трубопроводной арматуры, приводимый в действие электрическим током. Они используются для быстрой регулировки потока рабочей жидкости или газа, управляются в ручном режиме с помощью панели или удаленно — через пульт ДУ.
Что это такое и зачем она нужна?
Задвижки, оснащенные электрическим приводом, используются в трубопроводах, транспортирующих различную неагрессивную среду. Их монтируют в отопительных, канализационных системах, кондиционерах.
Они обеспечивают эффективное функционирование системы, упрощают процессы управления. Такие задвижки устанавливают на промышленных линиях и в местах со сложным доступом к трубам.
Электропривод состоит из двигателя, редуктора, муфты и датчиков конечного положения. Он может иметь взрывозащищенное исполнение для монтажа в блоке реверсивных магнитных пускателей.
Принцип работы и устройство
Этот тип устройств может эксплуатироваться с разной рабочей средой — жидкостями, газом, маслом, нефтью и нефтепродуктами. При подборе задвижки следует учитывать условия ее эксплуатации — материал основных элементов должен обладать коррозионной устойчивостью к рабочей среде, агрегат — выдерживать давление среды и т. п.
Некоторые задвижки, оснащенные электрическим приводом, позволяют механизму работать не только в конечных, но и в промежуточных положениях. Все изделия оснащаются корпусом, крышкой и специальным кольцевым уплотнением, защищающим устройство от протекания.
Электроприводные задвижки выполняют функции запорной арматуры — они перекрывают поток рабочей среды, функционируют в трех режимах:
- Наладочном, применяемом после монтажа задвижки или ремонта. В этом случае на устройство последовательно подаются команды. Электропривод «запоминает» их для дальнейшего использования. Наладка осуществляется в ручном режиме при крайних положениях затвора.
- Автоматическом, в котором электрический привод настроен на изменение параметров потока рабочей среды. Датчики фиксируют изменения характеристик и подают сигнал на схему. Происходит замыкание контактов, затвор закрывается.
- Дистанционном. В этом случае работа электрического привода контролируется с помощью пульта ДУ оператором в ручном режиме.
Особенности работы автоматического режима
Электрический привод позволяет использовать устройство в автоматическом режиме. Для его включения нужно переключить выключатель 1ПУ в положение «Автомат», а также передвинуть тумблер ВК в положение «включить». При этом выключатель 1ВБ должен быть выключен, а 2ВБ — включен.
Команды на схему подаются в зависимости от размеров характеристик с помощью замыкания контактов 1РК и 2РК. Происходит включение реле 1РЛ или 2РЛ, соответственно, а магнитные пускатели получают посланную команду на полное открытие или закрытие задвижки. Контроль команд осуществляется включением ламп ЛО, ЛЗ.
В схеме имеется специальный переключатель коррекции момента, возможно включение термовыключателя для защиты системы от перегрева. Такие изделия также оснащаются системой автосброса.
Особенности наладочного режима
Этот режим необходим для проверки работы системы после монтажа или ремонта. Для его включения нужно повернуть тумблер 1ВБ в положение «включить» и подать питание, включив тумблер АВ. Для проверки работы электрического двигателя нужно нажать кнопку 4КУ. Если задвижка открылась, то все в порядке. Кнопка 5КУ закрывает задвижку.
Подача команды 4КУ замыкает контакт ПО1 и размыкает ПО2. Это нужно для избегания отправки ложного сигнала. Затем ПО3 замыкает три силовых выключателя, а по достижении заслонкой крайнего положения срабатывает специальный ограничитель.
Технические характеристики задвижки с электроприводом
При выборе модели оборудования нужно обращать внимание на маркировку. Она включает основные параметры агрегата, условия его эксплуатации. Если в маркировке имеется буква «У», то задвижка может использоваться при температуре окружающей среды от −40 до +40 °С, «УХЛ» говорит о возможности работы при более низкой температуре — от −60 до +40 °С.
Для южных регионов с высокой температурой воздуха выпускаются специальная арматура с маркировкой «Т». Ее температурный диапазон составляет от-10 до +50С.
Диаметр изделий выбирается исходя из диаметра условного прохода трубы. Мощность электродвигателя зависит от размеров корпуса и Ду трубопровода. Поскольку проходная часть корпуса обладает большим гидравлическим сопротивлением, для перекрытия потока нужно достаточное усилие. Его можно повысить за счет увеличения мощности электрического двигателя или изменения типа редуктора.
Важный технический параметр изделия — время полного открытия/закрытия трубопровода. Оно может составлять от 30 до 80 секунд, в зависимости от типа заслонки и диаметра трубы.
Классификация задвижек с электроприводом
Различают несколько типов электрозапорной арматуры. По конструкции она бывает:
- Дисковой, у который запорный узел (диск) перемещается перпендикулярно потоку среды. Такие модели отличаются простотой конструкции, ремонтопригодностью, доступной стоимостью. Их используют в канализационных системах и в трубопроводах, работающих под низким давлением.
- Клиновой. Механизм затвора — клин с выдвижным/невыдвижным шпинделем, входящим в клиновое седло. Они применяются на трубопроводах, транспортирующих различную среду, на магистральных линиях.
- Параллельной, с двумя параллельными седлами с дисками.
По материалу изготовления задвижки делятся на чугунные, стальные. Материал подбирается исходя из условий эксплуатации — температуры среды, агрессивности жидкости/газа и т. п.
Различают несколько типов электроприводов для запорной арматуры: многооборотный, взрывозащищенный, интегрированный.
Многооборотные
Данные модели арматуры отличаются наличием сложной системой удаленного считывания сигналов. Такие задвижки могут устанавливаться в любом положении, не только открыто/закрыто. Это позволяет применять их для регулировки потока.
Взрывозащищенные
Задвижки с электрическим приводом во взрывозащищенном состоянии гарантируют повышенную защиту устройства от воздействия негативных факторов среды. Они активно применяются на различных производственных предприятиях нефтегазового сектора, в химической промышленности. Могут монтироваться во взрывоопасных зонах.
Интегрированные
Данные устройства оснащаются специальным контроллером, сообщающимся с АСУ. Система датчиков позволяет контролировать текущее состояние потока, а программа удаленно программирует работу задвижки.
Преимущества и недостатки
К достоинствам задвижек с электрическим приводом можно отнести:
- Возможность оперативной регулировки потока рабочей среды в трубопроводе.
- Автоматическое управление.
- Закрытие и открытие запорного механизма в арматуре любого Ду без применения физических усилий.
- Дистанционное управление потоком рабочей среды, установка в труднодоступных для человека местах.
- Стойкость к коррозии.
- Устойчивость к гидравлическим ударам.
- Простота управления через шкаф или пульт ДУ.
Имеются и недостатки. Например, такая арматура требует бесперебойной подачи электроэнергии для функционирования. Есть вероятность разгерметизации при использовании некачественных прокладок.
Сферы применения
Запорная арматура, оснащенная электроприводом, используется на бытовых и промышленных трубопроводах, на магистральных линиях с диаметром трубы от 1.5 до 200 см. Она позволяет автоматизировать подачу и отведение рабочей среды.
- На участках трубопровода, где затруднен доступ для ручной регулировки системы.
- В местах, опасных для человека.
- Там, где требуется автоматическая регулировка прохождения потока.
Чаще всего задвижки с электроприводом применяют в водопроводах, транспортирующих горячую и холодную воду, технические жидкости. Наиболее распространенный ДУ — 50, 32 и 100 мм. В атомной энергетике возможно применение арматуры меньшего условного прохода.
Реечные задвижки с электроприводом применяют в погружных насосах для регулировки подачи воды в автоматическом режиме.
Особенности монтажа электроприводных задвижек
Установка арматуры с электродвигателем должна проводиться обученной бригадой монтажников. Перед началом работы требуется снять все заглушки, обезжирить устройство, проверить его работоспособность.
Задвижки монтируются в вертикальном или горизонтальном положении штоком вверх. Для арматуры с Ду более 100 мм нежно предусмотреть установку неподвижной опоры.
Способ монтажа арматуры подбирается исходя из материала корпуса, требований к трубопроводу. После установки соединение проверяется на герметичность. Чугунные задвижки устанавливаются с помощью фланцев, стальные — сварным или фланцевым способом.
На финальном этапе нужно собрать схему управления, состоящую из силовой части и автоматики, подающей сигналы. Электрическая часть находится в электрошкафу, устанавливаемом около задвижки.
Затем проводятся пневмо- и гидроиспытания в составе трубопроводной системы, проверка работоспособности элекродвигателя.
Особенность конструкции и принцип управления задвижки с электроприводом
Задвижка с электроприводом – это запирающая поток арматура трубопровода, которая приводится в движение действием электрического тока. Подобные устройства применяют для быстрой регулировки потока рабочей среды в трубопроводе. Управление задвижкой с электроприводом осуществляется дистанционно или в ручном режиме.
Такие устройства расширяют возможности регулирования потоков в зависимости от выбранных или реальных параметров давления и температуры. Инициирует непосредственное движение запора специальное устройство – электрический привод.
Где используют задвижки с электроприводом
Установить запорную арматуру, которая приводится в действие электрическим током, можно как на бытовой трубопровод, так и на промышленные коммуникации, магистрали. Вариативность диаметра труб от 1,5 см до 200 см. Задвижки имеют тот же диаметр, что и участок трубы, на который они устанавливаются.
Установка запорных устройств с электроприводом целесообразна в местах, где ручное управление потоком затруднено.
- в местах, где доступ для ручной регулировки затруднён;
- на трубопроводах, находящихся в местах, представляющих опасность для здоровья человека;
- на участках, нуждающихся в автоматическом регулировании.
Задвижки применяют для регулирования, открывания, закрывания потоков жидкостей, газов. В строительстве это коммуникации жизнеобеспечения:
- водоснабжения (ДУ 50, ДУ 32);
- водоотведения (ДУ 50, ДУ 100);
- канализации (ДУ 100).
Особые, реечные задвижки с электроприводом используют в погружных насосах для автоматизации регулировки подачи воды. Запорное устройство оснащено шибером.
В промышленности задвижки с электроприводом позволяют автоматизировать подачу, отведение жидкостей, газов в автоматическом режиме. Работа электрозадвижки осуществляется через коммуникационный шкаф.
Обратите внимание! Задвижки с электроприводом без специальной защиты не устанавливают во взрывоопасных трубопроводах, помещениях.
Функции и принцип действия
Задвижки с электроприводом выполняют обычные функции запорной арматуры – запорную и регулирующую:
- перекрывают трубу полностью или частично;
- открывают просвет трубы для высвобождения потока.
Рекомендуем ознакомиться: Виды водопроводных задвижек и особенности их ремонта
Функционирование запорного устройства, приводящегося в действие электрическим приводом, осуществляется в трёх режимах:
- наладочном;
- автоматическом;
- дистанционном.
Наладочный режим функционирования используют после установки или замены (ремонта). Здесь последовательно подаются команды (замыкают контакты) на электропривод, которые он «запоминает» и в дальнейшей эксплуатации использует. Наладку работы электропривода осуществляют после установки, при ручном регулировании крайних положений (открытозакрыто).
Автоматический режим — это режим функционирования запорного устройства, когда электропривод настроен на перемену параметров потока, его давления, температуры. Изменение параметров фиксирую специальные датчики. Они же «подают сигнал» на контролирующую схему, замыкаются контакты, подаётся магнитный Электропривод устанавливает перекрывающий механизм в требуемое положение.
Дистанционный режим – это когда работа электропривода задвижки регулируется с пульта управления оператором в ручном режиме.
Обратите внимание! Каждая задвижка, оснащённая электроприводным устройством, остаётся доступной для ручного управления.
Достоинства и недостатки
Задвижка с электроприводом по своему функционалу ничем не отличается от обычной запорной арматуры, которая регулируется в ручном режиме.
К достоинствам электрорегулировки относят:
- возможность быстро, но плавно регулировать потоки в трубопроводе;
- возможность установки регулирования в автоматическом режиме;
- доступность установки запорной арматуры на труднодоступных, удалённых участках трубопровода;
- возможность без больших физических усилий закрывать, открывать запорные вентили на трубопроводах большого диаметра;
- возможность дистанционного управления потоками, мгновенное срабатывание механизма после включения;
- антикоррозийная устойчивость;
- механизм запорного устройства в положении «открыто» не создаёт сопротивления потоку;
- механизмы просты в управлении, хотя и требуют установки шкафа регулировки работы (этот же шкаф обеспечивает ровное напряжение, подаваемое на механизм привода).
- запрет на установку электропривода на взрывоопасных объектах;
- возможность разгерметизации механизма, в случае некачественных прокладок;
- необходимость бесперебойного электроснабжения.
Обратите внимание! На случай отключения электроснабжения, падения напряжения на транспортировочных сетях устанавливают специальные системы безопасности. Эти устройства срабатывают в зависимости от показателей рабочего напряжения электросети.
Разновидности запорной электроарматуры
Для электрозапорной арматуры нет ограничений по диаметру трубы. Соединение с трубопроводом фланцевое.
Рекомендуем ознакомиться: Виды муфт ПНД и особенности их установки
По конструкции различают запорную арматуру:
- Дисковую. Запорная мембрана представляет собой диск, который установлен либо под углом к потоку, либо перпендикулярно (закрытое положение). Дисковые задвижки просты в устройстве, несложны в ремонте, недороги. Экономичный вариант подобного устройства комбинированный, когда мембрана изготовлена из нержавеющей стали, а корпус из обычной. Не применяется в трубопроводах, которые находятся под высоким давлением.
- Коническую или клиновую. Запорный механизм выполнен в виде клина с выдвижным шпинделем, который входит в клиновидное седло. Используют в трубопроводах с «чистым» носителем, поскольку устройство легко подвергается механической коррозии и выходит из строя.
- Параллельную. Устройства имеют два параллельных седла с дисками. Различают шиберные и шланговые.
По способу расположения ходового механизма различают:
- с выдвижным шпинделем;
- с невыдвижным шпинделем.
Принципиально разное расположение поворотного механизма влияет на возможности сферу использования запорного устройства.
- Резьба выдвижного шпинделя располагается вне тела задвижки. Это требует простора для установки, но защищает механизм от повреждения внутренней, часто агрессивной средой транспортируемой субстанции.
- Невыдвижной шпиндель тот, у которого резьба ходового узла находится в любом положении (открыто, закрыто) внутри тела задвижки. Такую арматуру можно установить в ограниченном пространстве, в труднодоступном месте. Однако в процессе эксплуатации механизм подвергается разрушительному действию агрессивной среды транспортируемого вещества. Это приводит к поломкам, а ремонт осложняется труднодоступностью.
Различают следующие разновидности электропривода для запорной арматуры:
- многооборотный;
- интегрированный многооборотный;
- взрывозащищенный;
- интегрированный многооборотный взрывозащищенный.
Электроарматура запорная изготавливается как из чугуна, так и из стали. Выбирают задвижку исходя из особенностей эксплуатационных условий (температуры, давления потока).
Стальные устройства имеют перед чугунными следующие преимущества:
- они более устойчивы для работы с высоким давлением в трубопроводе (зависит от типа запорного механизма);
- долговечны, не подвержены коррозии (нержавейка);
- устойчивы к гидроударам, перепадам температурного режима.
Обратите внимание! Без электрозапорных устройств функционирование современных коммуникаций жизнеобеспечения, промышленное производство (с применением транспортировки жидкостей и газов) невозможны.
Особенности монтажа
Для установки задвижки на трубу к ней приваривают фланцы, после чего болтами крепят на предусмотренное место. Установка называется фланцевой. Она позволяет в любой момент демонтировать, проверить, отремонтировать или заменить устройство. Перед установкой задвижки следует проверить целостность фланцев, состояние и расположение уплотнительных колец между фланцами. Завершающим этапом установки задвижки является равномерное и плотное затягивание крепёжных болтов.
Рекомендуем ознакомиться: Классификация и особенности применения фитингов из ПВХ
Установка электропривода на задвижку также не представляет трудностей.
Для этого следует:
- установить на задвижку специальную приводную втулку электропривода;
- проверить положение электропривода и задвижки – их состояние должно быть одинаковым «открыто/закрыто»;
- установить электропривод на задвижку (на втулку);
- закрутить все соединительные болты.
Если вы приобрели привод, соответствующий вашей арматуре, то установка занимает пару минут. Все детали, отверстия под крепежи, крепежи точно подойдут по локации, длине.
Источник https://nhi-group.ru/articles/zadvizhka_s_elektroprivodom_ko/
Источник https://infotruby.ru/armatura/zadvizhki-s-elektroprivodom