ГОСТ устанавливает технические требования к чугунным задвижкам‚ предназначенным для применения в системах трубопроводов‚ транспортирующих воду‚ пар и другие неагрессивные среды.
Настоящий стандарт распространяется на чугунные задвижки‚ предназначенные для применения в системах трубопроводов‚ транспортирующих воду‚ пар и другие неагрессивные среды с рабочей температурой до +150 °С и рабочим давлением до 1‚6 МПа (16 кгс/см2).
Задвижки‚ изготовленные в соответствии с требованиями настоящего стандарта‚ должны соответствовать требованиям технических условий на конкретные типы задвижек.
Стандарт не распространяется на задвижки‚ применяемые в системах пожаротушения‚ а также на задвижки специального назначения (например‚ регулирующие‚ с электроприводом и т.п.).
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
Основные положения ГОСТ
Настоящий стандарт устанавливает⁚
- технические требования к чугунным задвижкам;
- методы испытаний;
- правила маркировки‚ упаковки‚ транспортирования и хранения задвижек.
Стандарт не распространяется на задвижки специального назначения (например‚ регулирующие‚ с электроприводом и т.п.).
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
2.1. Область применения
Чугунные задвижки‚ изготовленные в соответствии с настоящим стандартом‚ предназначены для применения в системах трубопроводов‚ транспортирующих воду‚ пар и другие неагрессивные среды с рабочей температурой до +150 °С и рабочим давлением до 1‚6 МПа (16 кгс/см2).
Задвижки могут устанавливаться на горизонтальных и вертикальных трубопроводах в любом положении.
Задвижки не предназначены для применения в качестве регулирующей арматуры.
2.2. Термины и определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины и определения⁚
- Задвижка — трубопроводная арматура‚ предназначенная для перекрытия проходного сечения трубопровода.
- Корпус задвижки — основная часть задвижки‚ в которой размещаются все ее элементы.
- Крышка задвижки, съемная часть корпуса задвижки‚ закрывающая доступ к ее внутренним элементам.
- Шпиндель задвижки — вал‚ служащий для управления затвором задвижки.
- Затвор задвижки — подвижная часть задвижки‚ перекрывающая проходное сечение трубопровода.
- Уплотнение затвора — элемент задвижки‚ обеспечивающий герметичность перекрытия проходного сечения трубопровода.
Технические требования
3.1. Материалы
Корпус и крышка задвижки должны быть изготовлены из серого чугуна марки СЧ 20 по ГОСТ 1412-85.
Шпиндель задвижки должен быть изготовлен из стали марки 35 по ГОСТ 1050-88.
Уплотнение затвора должно быть изготовлено из резины марки ИРП-1223 по ГОСТ 18829-73.
3.2. Конструкция
Конструкция задвижки должна соответствовать требованиям настоящего стандарта и обеспечивать⁚
- герметичность перекрытия проходного сечения трубопровода;
- легкость и надежность управления;
- прочность и долговечность.
3.Испытания
Задвижки должны подвергаться следующим испытаниям⁚
- гидравлическим испытаниям на прочность и герметичность;
- испытаниям на циклическую прочность;
- испытаниям на виброустойчивость;
- испытаниям на коррозионную стойкость.
3.1. Материалы
Для изготовления чугунных задвижек должны применяться следующие материалы⁚
- Корпус и крышка⁚ серый чугун марки СЧ 20 по ГОСТ 1412-85.
- Шпиндель⁚ сталь марки 35 по ГОСТ 1050-88.
- Уплотнение затвора⁚ резина марки ИРП-1223 по ГОСТ 18829-73.
Использование других материалов допускается только в случае‚ если их свойства не уступают свойствам указанных материалов.
Выбор материалов должен производиться с учетом условий эксплуатации задвижки‚ в т.ч. температуры‚ давления и агрессивности среды.
Материалы‚ используемые для изготовления задвижек‚ должны соответствовать требованиям действующих стандартов и технических условий.